на главную

Методическая копилка

 

Обобщение опыта работы по теме  «Использование игровых технологий  на уроках для обеспечения  физического совершенствования  школьников» (версия для печати)

Информация об опыте

Тема опыта: «Использование игровых технологий на уроках для обеспечения физического совершенствования школьников».

Автор:Зубрёв Виктор Иванович, учитель физкультуры МБОУ «Погореловская средняя общеобразовательная школа» Корочанского района  Белгородской области.

Условия возникновения, становления опыта
В последние годы всё чаще отмечаются задержки в физическом и
психологическом развитии детей, 80% рождаются с разными отклонениями от нормы. При таком развитии событий через 5-7 лет 95% школьников будут страдать хроническими заболеваниями, причём если данная тенденция будет продолжаться, то лишь 54% подростков, которым сейчас по 16 лет, доживут до пенсионного возраста. И так, статистика убедительно свидетельствует о том, что в жизнь вступает «больное поколение». Это страшные цифры, они никого не могут оставить равнодушными. В данной ситуации очень актуальна проблема сохранения здоровья с раннего возраста.Одно из главных направлений в школьной физической культуре на
современном этапе - это формирование знаний и практических умений
учащихся вести здоровый образ жизни. Увеличение двигательного режима
и физической подготовленности школьников. Школа расположена в
сельской местности, живописном месте Российской глубинки. Она
располагает спортивным залом, площадкой, стрелковым тиром. Всё это
помогает развивать интерес к занятиям физической культуры и стремление
к совершенствованию каждого школьника. Немало способствует работе
учителя физической культуры и учебно-материальная база, которая в
полном объёме имеется в школе. Всё это способствует активному занятию

физической культурой и вызывает огромный интерес учащихся.

 

Актуальность опыта

Тема моего опыта «Использование игровых технологий на уроках для обеспечения физического совершенствования школьников» является результатом многолетней работы учителем физической культуры. Я считаю, что в дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития личности ребёнка.

Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений. Развитие и совершенствование движений ребенка в период младшего школьного возраста осуществляется разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта детей, приобретению новых навыков и умению способствует их самостоятельная деятельность, игры, труд; с другой - специально организованный мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера.

Исходя из своего опыта, могу утверждать, что основной формой обучения детей движениям признаны занятия. Но в тоже время весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах. В подвижных играх, в отличие от других игр, большое место в решении задач, которые ставятся перед их участниками, занимают бег прыжки, метание и другие двигательные действия. В играх большое значение имеют взаимоотношения играющих, они могут приобретать самые разные, подчас очень сложные формы.

Принимая участие в игре, дети повышают интерес к занятиям физическими упражнениями, улучшают свое эмоциональное состояние. Однако игра, даже самая простая, малоподвижная, возбуждающе действует на психику. У детей могут возникнуть эмоциональные перегрузки, поэтому во время игры надо внимательно наблюдать не только за физическиминагрузками, получаемыми детьми, но и за их эмоциональным состоянием.

 

Значение игры на уроках физической культуры

1.     История создания спортивных игр и их классификация.

Игра занимает важнейшее место в жизни детей младшего школьного возраста. В практике широко используются игры с пением, хороводами и другие. Но среди всего многообразия игр следует особо выделить подвижные игры, в процессе которых все играющие вовлекаются в активные двигательные действия. Возникновение подвижных игр, как игр вообще, уходит своими корнями в глубокое прошлое.

Каждый народ создавал свои национальные игры. "У всех народов существует более или менее значительный запас игр, характеризующий до некоторой степени быт этого народа".

В с. Погореловке, как и в других русских селах и городах, среди молодежи были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один, даже самый скромный, народный праздник.

По свидетельству очевидцев, в игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости.

Проводились подвижные игры, как правило, на улице, на свежем воздухе, благодаря чему становились важным средством оздоровления детей. Бытовавшие в народе подвижные игры возникали свободно, продолжительность их была регламентирована; элементарные правила взаимоотношений играющих, требования к выполнению двигательных заданийскладывались по общему уговору участников игры, которые всякий раз сами устанавливали, где и как будут играть, куда можно убегать и так далее.

С развитием педагогической мысли происходит постепенный отбор из числа народных, наиболее целесообразных в воспитательном отношении игр.

В процессе длительной практики из них выпали малопригодные, неудобные элементы, точнее определилось их содержание, были сформулированы правила. Создавались и новые игры, преследующие педагогические цели. Передовые русские ученые П.Ф. Лесгафт, Е.А.Гориневский, учитывая важную роль подвижных игр в развитии физических сил ребенка, в приобретении им определенных навыков, уделяли много внимания сбору и изучению таких игр. Они разъясняли их значение для физического развития детей и всячески пропагандировали практическое внедрение их в систему воспитания подрастающего поколения. В дальнейшем эти прогрессивные идеи нашли свое отражение в трудах ученых, разрабатывающих вопросы теории и методики подвижных игр в разных звеньях системы физического воспитания.

Подвижная игра разнообразна по своему содержанию и организации. Это с давних пор приводило исследователей и составителей сборников к необходимости группировать игры, классифицировать их. При группировке подвижных игр одни авторы исходили из того, какие пособия применяются в игре, какие выполняются движения; другие опирались на способы организации детей в играх и характер двигательных заданий; третьи брали за основу содержание игр, степень активности в них детей; четвертые разделяли игры по сезонам и так далее.

 

 2.     Место подвижной игры в процессе формирования основных движений у детей разных возрастных групп.

Я считаю, что в дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего, гармоничного развития личности ребенка.

Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений. Развитие и совершенствование движений ребенка в период младшего школьного возраста осуществляется разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта детей, приобретению новых навыков и умений способствует их самостоятельная деятельность, игры, труд; с другой - специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера.

Исходя из своего опыта, могу утверждать, что основной формой обучения детей движениям признаны занятия. Но в тоже время весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах. В подвижных играх, в отличии от других игр, большое место в решении задач, которые ставятся перед их участниками, занимают бег, прыжки, метание и другие двигательные действия. В играх большое значение имеют взаимоотношения играющих, они могут приобретать самые разные, подчас очень сложные формы.

В младшем школьном возрасте формируются разные, по структуре и характеру, основные движения. Развитие и совершенствование некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание - которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста. Конечно, эти движения успешно усваиваются детьми в менее регламентированных, чем занятия, формах обучения, в частности, в подвижных играх. Но в тоже время, как показал опыт моей работы, игра не может служить средством обучения младших школьников более сложным по координации движениям, требующим определенной четкой техники, усиленной концентрации внимания, дополнительных волевых усилий. К таким движениям могут быть отнесены разные виды метания и прыжков. Первичное ознакомление с ними и разучивание более эффективно происходит в форме упражнений на занятиях. Подвижные игры целесообразны только для закрепления и совершенствования этих движений.

В игре развиваются силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива.

Принимая участие в игре, дети повышают интерес к занятиям физическими упражнениями, улучшают свое эмоциональное состояние. Однако игра, даже самая простая, малоподвижная, возбуждающе действует на психику. У детей могут возникнуть эмоциональные перегрузки, поэтому во время игры надо внимательно наблюдать не только за физическими нагрузками, получаемыми детьми, но и за их эмоциональным состоянием.

Все это легко регулируется за счет сокращения времени игры, изменения и упрощения правил.Подвижные игры повышают функциональную деятельностьорганизма, вовлекают в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела, увеличивают подвижность в суставах. В подвижных играх дети приучаются действовать по сигналу, подчинятся правилам игры, что способствуетвоспитанию         внимания,выдержки,дисциплинированности.

В игре, даже пассивные, вялые дети могут преобразиться. Чтобы сделать их более активными, увлечь игрой, хорошо поручать им ответственные роли, привлекать к выполнению заданий, требующих расторопности.Например, подготовить место для игры, оказать помощь в разметке площадки, быстро вынести пособия, инвентарь и так далее. Дети в подвижных играх закрепляют и совершенствуют разучивание на занятиях по физической культуре основные движения.

Основываясь на этом, можно делать вывод:

Подвижные   игры   служат   методом   совершенствования   уже усвоенными детьми двигательных навыков. 

Технология опыта. Постановка целей и задач.

В своей работе с детьми я ставлю следующие цели: сделать урок более интересным, воспитывать у учащихся сознательное отношение к физической культуре, активизировать их мыслительную деятельность, организовать контроль над новыми заданиями, умениями и навыками ребят всего класса

Требования к подбору подвижных игр на разных этапах обучения основным движениям.

Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовки играющих, быть доступным и интересным для них. Трудность подвижных игр зависит от насыщенности их различными сложными действиями.

Например, игры с метанием и прыжками более сложны, чем основанные на ходьбе, ползании и беге. Еще сложнее игры, построенные на сочетании нескольких видов движений ( бег и прыжки, ходьба и перешагивание, и так далее). Поэтому, следует так подбирать игру, чтобы двигательные задания в них, даже основанные на одном и том же движении, усложнялись постепенно.

Предположим, детей упражняют в равновесии. Сначала им предлагают ходить, сохраняя равновесие между двумя линиями (по дорожке); затем по доске, лежащей на полу, по скакалке, по скамье, по наклонной доске, по доске, которая приподнята горизонтально, по узкой рейке, скамье и так далее.

Усложнять   задания   можно   и   изменяядвижения   -   пройтибыстро,    пробежать,    пройти    на    носочкахбесшумно, принявопределенное положение рук (в стороны,за голову) и тому подобное.

Такая система игровых упражнений постепенно подводит детей к правильному выполнению основных движений, обеспечивает повторение и закрепление усвоенных ранее навыков и умений. 

Особенности применения подвижных игр на уроках в 1-3 классах 

По моему мнению, варианты подвижных игр и их условия целесообразно варьировать. Однако варианты нужны не только для того, чтобы решить педагогические задачи совершенствование движений, воспитание физических качеств при выполнении более сложных игровых действий, правил, игровой ситуации, условий, требующих определённых умственных и физических условий от детей и, вместе с тем, повышающий интерес к игре. Например, игра «Ловушка» имеет несколько вариантов.

«Ловушка, дай руку», содействующая ориентировке в пространстве, развивающая находчивость, смелость, чувство товарищества.«Ловушка с мячом», развивающая меткость, уверенность, ориентировку с мячом в пространстве; «Ловушки с лентами», развивающая умение изменять характер движений, их темп, увёртываться, ориентироваться в пространстве; «Ловушки-ноги от земли», способствующая ориентировке среди предметов, расположенных в пространстве, ловкости, увёртливости, сообразительности.

Как показал опыт, варианты подвижных игр может создавать сам воспитатель, учитель, учитывающий уровень умственного и физического развития детей и предусматривающий постепенное повышение к ним требований.

Итак, систематическое использование различных вариантов подвижных игр содействует воспитанию у детей возможности разностороннего применения приобретаемых ими навыков движений, совершенствованию физических качеств,навыков    общения    с предметами,    развитию    внимания, наблюдательности, пространственных ориентировок

 Усложнение подвижных игр

1.             Изменение сюжета;

2.      Изменение количества ролей;

3.             Изменение количества оборудования;

4.      Замена оборудования;

5.             Увеличениевысоты оборудования;

6.      Увеличение длины,  расстояния.

 

 

Работа над качеством основных движений в подвижных играх

 Работа над качеством основных движений очень важна для развития организма ребёнка. Задача обучения технике выполнения движений наиболее успешно решается на физкультурных занятиях, где усвоение происходит в специально созданной обстановке, упражнения подбираются в определённой последовательности, с усложнением.

После овладения различными способами выполнения основных движений на занятиях нужно создавать условия для самостоятельного решения двигательных задач, однако, эти задачи должны быть, подобны тем, которые решали дети совместно с воспитателем. А для дальнейшего совершенствования основных движений наиболее благоприятная обстановка создаётся в играх.

Новыми в подвижной игре считаются следующие факторы:

-самостоятельное решение двигательных задач с учетом игровой ситуации;

-быстрое выполнение основных движений (раньше ребёнок выполнял в удобном для него темпе);

-нередко отсутствие времени для подготовки к выполнению двигательных действий;

-быстрое переключение с одного движения на другое; - согласование своих движений с действиями водящего и играющих.

Следовательно, наличие одновременно такого большого количества новых компонентов в условиях выполнения основных движений не может не оказать влияние на результат.

Поэтому, только последовательное введение всех перечисленных выше факторов, может содействовать закреплению и дальнейшему совершенствованию техники выполнения основных движений.

В подвижных играх основные движения являются средством решения двигательных задач. Само решение складывается из умения выделять и понимать задачу, анализировать условия, отмечать в них существенные стороны, определять эффективность использования любого способа с учётом ситуации.

На уроках физкультуры мы проследили за процессом обучения в подвижных играх с бегом. Выяснилось, что дети младшего школьного возраста в играх с бегом, независимо от задачи и условий используют более правильный бег на скорость.

Поэтому важно научить осознанно воспринимать двигательную задачу, определять, когда игра требует быстрой перебежки, а когда увертывание от водящего, сразу ли необходимы интенсивные движения или можно пренебречь силы кульминационного момента.

Чтобы дети не связывали выбор способа основного движения с названием игры, необходимо в одной и той же игре варьировать условия путём изменения местонахождения водящего.

Также отмечено, что детям легче находить самостоятельно наиболее целесообразный вид бега в знакомых играх.

В играх с ползанием, прежде всего, надо научить выполнять само действие, основное движение, в различных игровых условиях.

В играх с ползанием, прежде всего, надо обеспечить постепенность усложнения игровых условий. Сначала наиболее подходящими являются условия, близкие к тем, в которых проходило разучивание. Качественное выполнение подлезания во многом зависит от возможности подготовиться к его осуществлению.

Поэтому при первоначальном включении подлезания в игровую ситуацию, лучше выбирать такие варианты игр, в которых ребёнок может, не торопясь принять необходимое исходное положение.

Важно также, чтобы выполнение подлезания приходилось на период наименьшей эмоциональной насыщенности.

Такие условия создаются в вариантах, в которых выполнение совершенствующего двигательного навыка включается в начало игры. Предупредить небрежное выполнение этого основного движения поможет включение правила, содержащего требования к качеству подлезания.

В качестве следующей задачи по совершенствованию навыка подлезаниявключают формирование умения выполнять движение в быстром темпе, не снижая качества.

Дальнейшее обучение в играх должно быть направлено на формирование умения соединять различные движения, быстро переходить от основных движений к другим.

Для решения этих задач, прежде всего, подходят такие варианты, в которых переключение происходит с движения, находящегося на этапе совершенствования, на движение, хорошо выполняемое в любых условиях. В качестве второго движения чаще всего используется бег. При этом дети в самом начале игры находятся перед шнуром и двигательная активность начинается с подлезания. Затем используютсяварианты, в которых требование подлезать с оптимальной скоростью сохраняется, но сами условия усложняются: время для подготовки к правильному выполнению сокращается, а затем совсем не дается.

Например, дети размещаются на расстоянии 4 метров от места подлезания. Для решения двигательной задачи играющие вынуждены переходить с бега на быстроеподлезание, а потом снова на бег. Это содействует гибкости навыка подлезания, сочетанию различных движений.

В младшем школьном возрасте арсенал упражнений на прыжки значительно увеличивается. Наблюдается более сильное отталкивание от почвы, энергичный взмах рук, лучшая согласованность движений во всех фазах выполнения прыжков в высоту, длину и тому подобное.

Дети старшего возраста достаточно хорошо справляются с нагрузками, и количество упражнений может быть увеличено, однако в большей мере следует обращать внимание на качественную сторону выполнения заданий.

Наряду с повторением прыжков на двух ногах, на месте или с продвижением вперёд- обучают прыжкам в длину и в высоту с разбега, в длину с места, через короткую скакалку.

Прыжок, в отличие от ходьбы и бега, не является циклическим движением, а состоит из нескольких последовательных движений.

В прыжках вверх и в длину с места начальное движение-это приседание и небольшое отведение рук назад; в прыжках с разбега- сам бег, а затем следует отталкивание одной или двумя ногами и момент полета. Заканчивается прыжок мягким приземлением на носки, плавным переходом на всю стопу и выпрямлением.

Дети всех возрастов широко используют разнообразные прыжки в жизненных и игровых ситуациях. Они испытывают потребность прыгать. Овладение ходьбой и бегом значительно укрепляет мышцы ног, свод стопы, развивает координацию, умение сохранять равновесие при движении- все это облегчает освоение прыжков, в первую очередь, в длину с места и глубину.

При выполнении упражнений в прыжках необходимо обеспечить место приземления. Мальчики могут спрыгивать на песок, снег, взрыхленную землю. Для детей постарше, особенно в прыжках с разбега, следует имен, на участке или физкультурной площадке прыжковую- яму, в зале-гимнастический мат, так как дети прыгают далеко и при этом приземляются на пятки. Спрыгивать на траву не безопасно можно поскользнуться. Хорошо спрыгивать с невысоких пеньков. Надо только убедиться в том, чтобы рядом не было сильно выступающих над землей корней. Детям нравится спрыгивать с лежащего дерева, но оно не должно быть сгнившим, трухлявым.

Прыгать со скакалкой следует на свободном от травы месте. Прыжки с разбега хорошо использовать при перепрыгивании кустика травы, земляного бугорка, снежного кома, канавки, дерева. Для прыжка в длину необходимы наглядные ориентиры, конкретные препятствия бумажная полоса, две палочки. Очень часто дети выполняют прыжки со скакалкой. Прыгать можно через короткую и длинную скакалку. Более легкими считаются прыжки через длинную скакалку, которую держат или вращают двое, третий прыгает.Вначале дети учатся прыгать через неподвижную, качающуюся и вращающуюся скакалку с места, пробегать вслед за скакалкой, как бы догоняя её.

Затем овладевают в бегании и разнообразными прыжками через неё: с поворотом, в приседе, на одной ноге. Пока дети учатся, скакалку вращает воспитатель (учитель) с кем-либо из детей, подлаживаясь к умениям и темпу прыжков каждого ребенка.Первоначально дети в прыжках высоко поднимают согнутые в коленях ноги, совершают много лишних движений руками и корпусом, наклоняются вперед, прыжки неритмичные. С появлением хороших навыков скакалку вращают двое детей.Для облегчения начального обучения прыжкам со скакалкой можно предложить такой способ: ребенок выполняет ритмичные подскоки на двух ногах на месте и одновременно вращает в правой и левой руке короткие шнуры или сложенные вдвоескакалки.

 

С появлением легких ритмичных прыжков, хорошего владения скакалкой задания усложняются: прыгать на ходу, на бегу, с ноги на ногу, на правой и левой ноге, смежду шагом, на один прыжок делать два вращения скакалкой.

Для овладения прыжками важно, чтобы скакалка соответствовала росту ребенка: вставшему на нее обеими ногами, ручки скакалки должны доходить до подмышек. Скакалка не должна быть легкой. При хороших навыках выполнения прыжков дети старшего дошкольного возраста могут непрерывно прыгать со скакалкой 1,5-2 минуты. Детям, тяжело прыгающим, это время сокращается до одной минуты.

 

Результативность опыта.

Исследование техники бега, метания, прыжков в длину и высоту у учащихся третьего класса (результаты тестирования)

С целью определения влияния подвижных игр на формирование техники и изменения двигательной подготовленности школьников младших классов было проведено специальное исследование и эксперимент. В этой работе были определены учащиеся третьего класса в количестве 24 человек (11 девочек и 13 мальчиков).

Целью исследования было определить влияние подвижных игр на уроках физической культуры на совершенствование техники бега, метания, прыжков в высоту и длину с разбега и результат.

Предварительно были проведены контрольные испытания и проверка результатов в названных видах движений. По общепринятой методике, в начале были проведены соревнования девочек и мальчиков 3-го класса. Для оценки техники вышеназванных действий использовался визуальный метод.

Определялась степень качества выполнения основных элементов техники бега, метания, прыжков.

Учащиеся, выполнявшие эти элементы в соответствии с общепринятой спортивной техникой получали +(плюс), а с искажениями и ошибками - (минус).

Прыжки, бег и метание выполнялись по правилам легкой атлетики. Результат, т.е. длина прыжка, скорость бега и дальность полета малого мяча определялись из грех попыток, лучший из которых записывался к протокол соревнований.

Перед     соревнованиями     учащиеся     имели     возможность потренироваться.

Наблюдения за учащимися младших классов на уроках физкультуры показали, что многие школьники плохо владеют техникой бега, метания и прыжков. Результаты в соревнованиях оказались у большинства детей намного ниже нормативных показателей, определенных в программе по физической культуре. Дальнейший анализ результатов исследований показал, что учащиеся, не владеющие техникой, как правило, имеют низкие данные в прыжках, беге, метании.

Вместе с тем, определенное влияние на показатели выполняемых упражнений (тестов) оказывают индивидуальные особенности- возраст и пол ребенка.

Из этих таблиц видно, что, несмотря на более положительные оценки (количество плюсов) как у мальчиков, так и у девочек, т.е. достаточно высокая техника в метании и беге, по сравнению с прыжками в длину и высоту, результаты невысоки. Больше всего «минусов» отмечается при выполнении прыжка в длину у девочек в разбеге и приземлении.

Примерно 50% у мальчиков минусов в этих движениях гораздо больше и составляют 8 минусов из 13 человек при разбеге, 6 минусов в полете и 5 минусов в приземлении, что составляет 76%,55%,40%.

В связи с этим можно сделать вывод, что наиболее слабые показатели проявляются во время разбега и приземлении в прыжках в высоту. Однако полет и переход через планку так же указывает на недостаточно правильную технику. В беге и метании техника и результат наиболее высоки.

 

Теперь рассмотрим результаты в прыжках в высоту.

Результаты как у мальчиков, так и у девочек, недостаточно высоки и составляют от 55 см до 75 см - у девочек; и от 60 см до 80 см у мальчиков.

Это говорит об индивидуальном разбросе результатов в зависимости от техники. Как показывают результаты прыжков, бега и метания учащиеся обладающие лучшей технической подготовкой имеют более высокие данные.

Анализ результатов в прыжках в длину с разбега выявил явно низкую техническую подготовку как у девочек, так и у мальчиков, по сравнению с прыжками в высочу, хотя это вид движений является на мерным взгляд более сложным мо координации движением.

Общее количество минусов в этом виде движений 20 - у девочек; и 30 - у мальчиков.

Больше всего минусов отмечается у мальчиков при выполнении полета и приземления (по 11 штук), что говорит о явном отставании в технике выполнения остальных движений.

У девочек этих минусов в два раза меньше, что говорит о более высокой координации, хотя результаты (дальность прыжка) у последних значительно ниже в силу слабых физических данных.

Индивидуальные показатели в прыжках у девочек составляют от 85 см до 130 см, в то время, как у мальчиков они равняются от 100 см до 175 см.

По данным, полученным в связи с экспериментом по использованию подвижных игр на уроках физкультуры, можно сделать однозначный вывод о том, что такие занятия дали положительный результат в развитии как техники, гак и в количественных показателях по прыжкам.

Так, количество отрицательных оценок в отдельных движениях (разбег, полет и приземление) значительно уменьшилось в прыжках и у мальчиков, и у девочек. Особенно эта тенденция проявилась у мальчиков в прыжках в длину с разбега. Заметно повысились качественные характеристики практически во всех элементах техники прыжков.

Вместе с тем улучшились и результаты в прыжках в высоту. Рост показателей у девочек в прыжках в высоту составил 10-15 см; у мальчиков 35-40 см, а в прыжках в длину с разбега соответственно 70 см и 75 см. Значительно увеличились техника и результат в беге на 30 м и метании. Но вместе с тем, можно отменить, что спортивно-технические показатели в прыжках в длину и метании изменились в лучшую сторону.

Так, в прыжках в вы,соту количество отрицательных знаков (минусов) у мальчиков и девочек составляет 23 знака, в то время как в прыжках в длину таковых оказалось несколько меньше (21). И после эксперимента проявилась те же ситуация зависимости длины прыжков от уровня техники выполнения упражнения, что и до эксперимента, когда лучшие и худшие результаты прямо зависят от состояния качественных характеристик двигательных действий. Но здесь влияние индивидуальных особенностей в развитии двигательных качеств вступают в противоречие с педагогическими закономерностями, когда результаты в двигательном действии значительной степени зависят от уровня технической подготовленности учащихся.

Можно анализировать и соотношения влияния отдельных элементов техники вышеназванных движений на конечныйрезультат. В этом случае можно констатировать исходя из полученных данных, следующее:

Наибольшее влияние на результаты в прыжках и метании оказывает разбег, так как это действие напрямую связано со скоростно-силовыми качествами. Чем быстрее разбег в прыжках в длину, тем лучше результат -  и наоборот. Определенное влияние на длину или высоту прыжка оказывает и поле, как один из важных технических элементов. Отсюда вывод о том, что координационные способности детей являютсяосновополагающими в достижении учебных результатов. Анализ дальности прыжков показал, что после направленных занятий на развитие физических качеств, учащиеся имели результаты, соответствующие высокому и среднему уровню, и соответствовали хорошим и отличным оценкам, определенным в программе по физической культуре.

В результате работы над техникой движений, подвижные игры имеют более значение в повышении эффективности уроков физической культуры на всех этапах обучения физическим упражнениям, особенно на этапе закрепления и совершенствования. Особое влияние при этом оказывают подвижные игры с элементами бега, прыжков, метаний, эстафет, со скоростно-силовыми упражнениями.

Использование в обучении физическим упражнениям на стадии формирования навыка дает уверенность, что одни и те же игры выступают как средства обучения и как средства развития физических качеств одновременно. Однако здесь имеет значение, в какой последовательности, и с какой физической нагрузкой выполнять эти средства, в том числе и подвижные игры. 

 

Длительность работы над опытом

Для определения влияния подвижных игр на развитие техники и результативности метания, бега и прыжков на уроках физкультуры использовались в течении 8-ми недель специальные подвижные игры с элементами прыжков, много скоков, бега, подскоков, бросковых упражнений и метаний.

После месячного проведения таких занятий были проведены контрольные испытания.

Выводы и заключения

1.Уровень техники выполнения физических упражнений в прыжках в длину, высоту и беге оказывает прямое влияние на результат.

2.Наибольшее влияние на дальность прыжков оказывает разбег (скорость) и полет (координация).

3.Учащиеся, показавшие достаточно высокие и низкие
результаты отличаютсявысоким или низким уровнемдвигательной подготовленности.

4.Диапазон показателей у отдельных учащихся колеблется в достаточных пределах, и определяется индивидуальными экспериментальными данными.

З.Под влиянием подвижных игр на уроках физической культуры достоверно улучшились показатели качественной подготовленности в прыжках, метании и беге, что подтверждается экспериментальными данными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

1.Е.Н. Вавилова«Учите бегать, прыгать, лазить, метать»Москва, «Просвещение», 1983г.

2.А.А. Пермяков.«Внешкольное физическое воспитание подростков» Киев, «Радянська школа», 1989г.

3.М.Г. Каменцер«Урок после урока»Москва, «Физкультура и спорт», 1987г.

4.«Физкультурно-оздоровительная работа в школе».Москва, «Просвещение», 1988г.


 

 

 

Hosted by uCoz