Методическое объединение учителей

              истории и обществознания 

           Руководитель: Калитина Е.В.- учитель истории 

                            2008-2009 учебный год 

       Проблема  методического объединения: 

    «Внедрение новых педагогических технологий в обучении

           истории, обществознания, православной культуры» 

                 Состав методического объединения: 

Фамилия, имена,      отчества               учителей

Должность,

квалификационная        категория

Тема для самообразования

Черкасов Александр Егорович

Директор школы, учитель обществознания,

 высшая квалификационная        категория.

Использование ИКТ и Интернет-технологий на уроках обществознания на базовом уровне в
старшей школе
.

Жданова Людмила Николаевна

 Заместитель директора школы по УВР, учитель истории и обществознания,

 1 квалификационная        категория.

Использование интерактивных методов в преподавании истории и обществознания.

Калитина Елена Васильевна

Учитель истории и православной культуры, 1 квалификационная        категория.

Проектная деятельность в обучении истории.

Котова Светлана Ивановна

Учитель начальных классов и православной культуры, высшая квалификационная категория

 

Кощина Елена Анатольевна

Учитель географии и обществознания, высшая квалификационная категория

Проектная и исследовательская деятельность учащихся при изучении географии

                       ЗАДАЧИ НА 2008-2009  УЧЕБНЫЙ ГОД

 1.Поддерживать оптимальный  уровень качества знаний и

  успеваемости учащихся

            ( не ниже средних показателей по району). 

         2.Обеспечить получение учащимися качественного исторического и

            обществоведческого   образования. 

         3.Вести целенаправленную подготовку учащихся к Единому

           Государственному Экзамену по истории и обществознанию (11 кл.)

           и итоговой аттестации учащихся 9 кл. по  обществознанию в

            новой форме. 

4. Добиться достижения высоких результатов участия  школьников

 в конкурсах  и олимпиадах по истории, праву, обществознанию,

  краеведению. 

5. Обсудить приоритетную роль предметов общественно-

гуманитарного цикла, обусловленную ориентиром на

воспитание гражданского патриотизма молодёжи  России как

 высшей нравственной ценности и гражданственности как качества 

личности. 

6.Осваивать современные методики преподавания в соответствии

 с требованиями Государственных образовательных стандартов. 

7. Внедрять в учебный процесс учебники нового поколения  с целью

ознакомления с новейшими разработками российских учёных,

 актуализирующих оценки нашей  истории с точки зрения защиты

 и укрепления государственного суверенитета. 

 

ПЛАН РАБОТЫ МО НА 2008-2009 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

  1 четверть

11 четверть

111 четверть

1V четверть

Заседания МО

Повестка дня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с документа

ми

   Сентябрь

1.Анализ работы МО в прошедшем уч.году.

2. Утверждение плана работы МО на 2008-2009 у.г.

3. Утверждение тем для самообразования.

4.Утверждение учебной нагрузки.

5.Обсуждение инструктивно-методических писем.

6.Обоснование выбора учебных программ и учебников. Тематическое планирование.

7. О норме оценок.

  Октябрь

1.Использование групповых технологий при обучении истории  (Из опыта работы Ждановой Л.Н.)

2.О формах итоговой аттестации по истории, обществознанию.

      Калитина Е.В..

3.Новые педагогические технологии в практической деятельности учителя обществознания

Черкасова А.Е.

 

 

 

 

1.Изучение базисного учебного плана,  образовательных программ, норм САНПИН.

Разработка тематического планирования.

   Декабрь

1.Проектная деятельность на уроках истории

 Калитина Е.В.

2.Об итогах участия школьников в предметных олимпиадах по истории, обществознанию, праву.

 Жданова Л.Н.

3.Об итогах контрольных работ по истории и обществознанию как показателе подготовки к новым формам итоговой аттестации в 9-х, 11-х кл.

     Черкасов А.Е.

4. Новые педагогические технологии в практической деятельности учителя истории, обществознания

Ждановой Л.Н.(анализ посещённого урока).

    Февраль

1.Социализация личности подростка через преподавание обществоведческих дисциплин.

     Черкасов А.Е.

2. Анализ итоговых показателей по успеваемости  в 1 полугодии

по истории, обществознанию .

    Жданова Л.Н.

3. Новые педагогические технологии в практической деятельности учителя Калитиной Е.В..(анализ открытого урока).

 

    Апрель

1.О системе подготовки к ЕГЭ на уроках истории.

 Калитина Е.В.

2.Утверждение экзаменационно

го материала.

  Калитина Е.В.

  Жданова Л.Н.

3.Об итогах участия школьников в творческих конкурсах.

  Калитина Е.В.

  Жданова Л.Н.

  Черкасов А.Е.

4. Новые педагогические технологии в практической деятельности учителя Калитиной Е.В.(анализ открытого урока).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Изученение Положения об аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений.

 

Открытые

уроки

Черкасов А.Е..

Октябрь 10-20

Обществознание 10-б класс

Жданова Л.Н.

Декабрь 20-30

История

8-б класс

Калитина Е.В Февраль1-10

История

6-а класс

Калитина Е.В.

Апрель 1-10

История

8-а класс

Организа

ция внеклас

сной работы

1.Организация работы НОУ, определение  тематики исследовательских работ учащихся.

               Сентябрь

2.Организация клуба юных избирателей.

              Сентябрь

3.Районный конкурс исследовательских работ «Отечество 2007»

                Октябрь

1.Школьные и районные олимпиады по истории, обществознанию

праву .

               Ноябрь

1.Школьные и районные олимпиады по

краеведению

        Февраль

2.Проведение предметной недели по социально-политическим

дисциплинам.

          Март

1.Подведение итогов исследователь

ской деятельности

учащихся.

          Апрель

2. Подведение  итогов воспитательной работы,

посвящённой знаменательным

датам истории страны и Белгородского края.      Май 

Материал

ное

обеспече

ние

Создание условий  для организации

здоровьесберегаю

щего  учебного процесса в кабинетах, соблюдение техники безопасности

            Август

Участие в

школьном смотре

кабинетов.

            Декабрь

Проведение работы по методическому

обеспечению учебного процесса.

Проведение работы по методическому

обеспечению учебного процесса.

         

                                                          Протокол школьного тура олимпиады по истории

                                                                   Срок  проведения 25.10.-5.11.2008 г. 

Ф.И. участника

Количество набранных баллов

   Место

Ф.И.участника

Количество набранных баллов

    Место

 

 

5 класс

 

 

 9 класс

 

 

Вернигора В.

 11

1

Альшаев А.

5,5

2

 

Якименко А.

10,5

2

Дмитренко И.

5,5

2

 

Понарина О.

9,5

3

Кабирова О.

4

4

 

Евсеева А.

8,5

4

Калашникова

4,5

3

 

Евсеев И.

8,5

4

Визирякина А.

5,5

2

 

Разуваев В.

4

6

Разуваев Н.

7

1

 

Курдов А.

8

5

 

10 класс

 

 

 

6 класс

 

Аврамов Д.

6

 

 

Кудрин И.

13

5

Бакаева Е.

0

 

 

Виноходова И

22

2

Колодяжная О

4

 

 

Цыгулёва А.

22

2

Погорелова Е.

4

 

 

Водолазкина

24

1

Тусаева Э.

2

 

 

Ковалёва В.

18

4

Ворошилина

3

 

 

Погорелова Т.

20

3

Гайворонский

7

3

 

 

 7 класс

 

Гатилов И.

7

3

 

Обдымко А.

22

1

Сазонов М.

7,5

2

 

Шаталова О.

12

5

Медведева М.

3

 

 

Халанская В.

18

3

Новикова Н.

7

3

 

Бабкин В.

20

2

Минлонин О.

7

3

 

Зиборова А.

11

6

Дмитриев Н.

3

 

 

Колесникова

17

4

Богодухова Н.

3

 

 

 

  8 класс

 

Курдов С.

7

3

 

Артебякина А

3

 

Стешенко Е.

4

 

 

Алимпиев А.

7

 

Донецкий Р.

8

1

 

Бойко Е.

5

 

Виноходов Н.

5

 

 

Бойко Т.

25

2

Воронова Н.

6

 

 

Демченко Е.

7

 

Киданова И.

6

 

 

Жданов Д.

7

 

Масленников

0

 

 

Извеков В.

7

 

Осипов Б.

4

 

 

Камардина А.

25,5

1

Спирина М.

6

 

 

Масленникова

6

 

Чистяков И.

6

 

 

Мозговой Д.

6,5

 

 

11 класс

 

 

Мирошникова

7

 

Ищенко Е.

2

4

 

Мирошников

5

 

Колодезная А.

7

1

 

Остапенко А.

22,5

3

Власенко К.

2

4

 

Рындя А.

7

 

Бабкин Д.

1

5

 

Трещёва Ю.

7

 

Сидякина Л.

5

2

 

Шейченко А.

6,5

 

Рекунова К.

4,5

3

 

                                             Директор школы                А.Черкасов
                                             Учителя                               Е.Калитина
                                                                                           Е.Кощина

 Результаты участия в предметных олимпиадах

                         История (учитель Калитина Е.В.)

           2001-2002 учебный год

Грищенко Иван,10 кл.-1 место (в области-7)

Демченко Елена,11кл.-2 место

Шепило Александра,10 кл.-3 место

          2002-2003 учебный год

Косицына Татьяна,10 кл.-1 место (в области-10)

         2003-2004 учебный год

Косицына Татьяна, 11 кл.-1 место

        2005-2006 учебный год

Ефименко Екатерина, 10 кл. -3 место

        2006-2007 учебный год

 Остапенко Надежда, 10 кл.-2 место

 Ефименко Екатерина, 11 кл.- 3 место                                                                                              2007-2008 учебный год

 Остапенко Надежда,11 к. -2место

ДонецкийРоман, 9 кл.-3 место  

                    2008- 2009 учебный год                          

         Донецкий Роман, 10 класс-3 место

                                Школьное краеведение

            2001-2002 учебный год

Литвиненко Юлия, 9 кл.- 1 место

            2002- 2003 учебный год

Грищенко Иван,11 кл.- 1 место (в области-7)

Мясоедова Надежда, 10 кл.-1 место (в области-4)

           2003-2004 учебный год

Гайворонская Ольга,10 кл.- 3 место

Мясоедова Надежда, 11 кл.-2 место

          2004-2005 учебный год

Остапенко Надежда, 8 кл.- 2 место

Гайворонская Ольга, 11 кл.- 2 место

          2005-2006 учебный год

Мерзликина Анастасия, 9 кл.-2 место

Сычёв Евгений, 9 кл.-2 место

         2006-2007 учебный год                                  

Мерзликина Анастасия, 10 кл.- 2 место

Саляева Юлия, 10 кл.- 2 место

Гатилова Яна, 10 кл.- 1 место

        2007-2008 учебный год

Саляева Юлия,11 кл. -1 место

Гайворонский Павел, 9 кл. -2 место    

                                Экономика            2005-2006 учебный год

Бережной Александр, 10 кл.- 1 место

        

           Результаты участия в конкурсах, викторинах

                                                 (учитель Калитина Е.В.)

                                           2001 - 2002 учебный год

 

Областная викторина                                                  отмечены грамотой за

«Родные просторы Белгородчины»                             активное участие

 

                                            2002 - 2003 учебный год

 

Областной конкурс «Мой город                            коллективная работа -

в Белгородской Губернии»                                       III место

Районный конкурс «Права ребёнка                       Фурманова Татьяна-

в новом веке»                                                            II место

Конференция исследовательских                           Мелешкова Юлия – II м.  

работ                                                                     Мясоедова Надежда – I м.

                                                                                      Шепило Александра -  I м

.

                                           2003 - 2004 учебный год

 

Районная краеведческая                                          Мясоедова Надежда –II м.

конференция                                                                 Гайворонская Ольга - 2 м.                                                              

 

Конференция исследовательских                            Гайворонская  Ольга – I м.

работ                                                                      Шубная Анастасия – I м.

                                                                                        Камардина  Юлия – I м.

Районная викторина «Моя малая                              коллективная работа-

Родина - Белгородчина»                                                  II место

 

                                             2004 - 2005 учебный год

 

Районный конкурс исследовательских                      Бакланова Оксана- I м.

работ, посвященных 300 – летию Св. Иоасафа

 Рождественские чтения                                             Остапенко Надежда -

                                                                                           диплом лауреата Районная викторина «Подвиг солдата»                      коллективная работа-

                                                                                  III место

 

                                             2005 - 2006 учебный год

 

Областной конкурс исследовательских                     Бакланова Оксана- II м.

работ, посвященных 300 - летию Св. Иоасафа

Районная краеведческая конференция                      Мерзликина Анас.- 2 м.

исследовательских работ                                          Сычёв Евгений  - II м.

 

 

 

Районный конкурс исследовательских                      Таранова Наталья –II м.

работ «Дети и война»

 Рождественские чтения                                            Сычёв Евгений – диплом                                               

                                                                                           Лауреата

                                           2006 – 2007 учебный год

 

Районный  конкурс исследовательских                          Мерзликина Анастасия краеведческих работ участников                                    - 1 место

движения «Отечество»                                                     Саляева Юлия- 1 место

Областной конкурс исследовательских                         Саляева Юлия – 1 место

краеведческих  работ, посвящённый                              Мерзликина Анастасия

105-летию Н. Ф. Ватутина                                               - 8 место

Областная викторина участников                                    Саляева Юлия - 1 мест.  

движения «Отечество»                                                      Мерзликина Анастасия

                                                                                             - 1 место

Районный конкурс исследовательских                            Гатилова Яна – 1 место 

работ по избирательному праву 

 Районный конкурс исследовательских                           Мерзликина Анастасия

работ  по духовному краеведению                                   - 1 место

                                     2007-2008 учебный год

Районный конкурс  исследовательских                         Гатилова Яна

 краеведческих работ участников                                    - 1 место

движения «Отечество»                                                    Гайворонский П.-3 м.                                           

Областной конкурс исследовательских                         Гатилова Яна-4  место

краеведческих  работ, посвящённый                   (в конкурсе экскурсоводов -3) 280-летию Белгородской губернии

Районная викторина, посвящённая

65-летию Курской битвы

                                   2008-2009 учебный год

         Районный конкурс                                                   Бойко Е.-1 место

 краеведческих работ, посвящённый                              Бойко Т.-2 место

65-летию Курской битвы                                                ГайворонскийП-3 место

                                        

                     Дипломы всероссийского конкурса исследовательских

                     работ «Человек в истории. ХХ век » получили:         

                                  2002-2003 учебный год

Ткачёва Дарья (10 класс)

Новикова Мария (11 класс)

                                   2004-2005 учебный год

Кузубова Анна (8 класс)

                                   2007-2008 учебный год

Сычев Евгений (11 класс) – поощрительная грамота за интересную работу. Спирина Марина (9 класс)

 

                           Обществознание

                          (учитель Кощина Е.А.)

 

                         2007-2008 учебный год

 

                        Итоги районных олимпиад

 

Котова Юлия – 1 место по праву (10 место в области)                         

Гатилов Олег – 1 место по экономике (16 место в области)

Котова Юлия – 7 место по обществознанию

Котова Юлия – 3 место по избирательному праву

Казиева Лия – 3 место по избирательному праву

 

                          Конкурсы

Полтавченко Марина -1 место в конкурсе рефератов по праву «Защита прав детей – вклад а будущее России»

Спирина Марина – победитель 1 тура Всероссийской 111 финансовой викторины для старшеклассников, лауреат 11 тура

Гайворонский П.

Донецкий Р.

Курдов С.                 – участники этой викторины

Ворошилина У.

Медведева М.

 

                            2008-2009 учебный год

 

                        Итоги районных олимпиад

 

Ищенко Е.- 7 место по обществознанию

                     10 место по праву

Самохвалов С. -7 место по экономике

 

                                 Конкурсы

 

Конкурс социальных проектов «Свой мир мы строим сами» - номинация «Семья с большой буквы»

Эссе на тему «Семья, хранимая законом» - Сидякина Л. -  победитель районного тура, участие в областном туре в декабре

                              Православная культура

                               (учитель Котова С.И.)

 

2000 год – 1 место в областном конкурсе фильмов к 2000- летию принятия христианства на Руси

2004 год -  лауреат областного конкурса на лучшую разработку урока на православную тематику (грамота областного центра духовного просвещения)

В помощь ученику

  ПРОЕКТНАЯ  РАБОТА  ПО ИСТОРИИ

 

         В современных условиях под учеб­ным проектом подразумевается ком­плекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других ви­дов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

         Метод проектов способствует фор­мированию критического и творческого мышления учащихся, умению работать с информацией, что в полной мере отве­чает основной задаче современной шко­лы — воспитанию социально активной личности, способной к самоутвержде­нию и самосовершенствованию.

          Концепция самостоятельной работы учащихся, когда они трудятся над решением проблемных вопросов, позволяет по – новому раскрыть перед ними процессы исторического развития нашей страны,  способствует осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, помогает преодолеть догматизм, кото­рый препятствует совершенствованию  учебной деятельности учеников, ведет к  формированию собственных оценок исторических событий,  развитию крити­ческого мышления учащихся. В проект­ной деятельности удается, как правило, наладить диалог между преподавате­лем и каждым учеником, свободный от учительского давления и менторского назидания.

         В работе над учебными проектами встает немало весьма конкретных во­просов, имеющих методический и даже технологический характер. В своей практике на некоторые из них я нашла ответы, которыми хотела бы поделиться с коллегами.

        Как организовать работу над про­ектом?

         Как правило, полезно выделить сле­дующие этапы работы.

  1. Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников.

  2. Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.

  3. Распределение задач по группам, поиск информации.

  4. Составление технологической кар­ты с представлением в логической по­следовательности хода работы.

  5. Самостоятельная работа участни­ков проекта по своим творческим зада­ниям.

  6. Промежуточные обсуждения по­лученных данных.

  7. Презентация (защита) проектов, оппонирование.

  8. Коллективное обсуждение, выводы.

   Какие требования предъявляются к результатам учебных проектов?

        Результаты проектной работы могут быть получены при помощи как тради­ционных, так и современных методов сбора информации. При этом результа­ты проектной деятельности:

—  представляются в виде конкрет­ного   «продукта»   (доклада,   альбома, сборника, плана-карты, фильма и др.);

— выполняются в едином стиле (на­пример, итоговый доклад должен содер­жать заголовки, подзаголовки, иметь поля и т.п.);

— содержат соответствующие снос­ки, примечания, указывающие на ис­точники информации;

—  рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей;

~— защищаются в присутствии заин­тересованной аудитории;

—  должны в дальнейшем использо­ваться в учебном процессе.

    Выбор формы проекта определяется его темой, целью, содержанием, общим замыслом автора. Важно, чтобы благо­даря выбранной форме можно было наи­лучшим образом представить на пре­зентации результаты проведенной ра­боты.

     Выполненный в любой форме проект должен иметь пояснительную записку (теоретическую часть) со следующей структурой: титульный лист (название учебного заведения, класс, автор, на­звание проекта, научный руководитель, место издания, год); оглавление; эпи­граф; введение; основная часть (главы, разделы, параграфы); заключение; список используемых источников и литера­туры; приложение.

     Что нужно иметь в виду при рабо­те над видеопроектом?

      Многих преподавателей и учащих­ся, в частности, привлекает работа с теле - и видеопроектами. Доступность видеотехники и обилие возможных тем делают такой вид проектов весьма по­пулярным.

      При этом следует учитывать, что, как правило:

— общая продолжительность видео­фильма не должна превышать 10 мин;

— участники проекта должны обла­дать хотя бы минимальными первона­чальными знаниями в области медиа-технологий;

— в распоряжение участников должна быть предоставлена необходимая ви-

деоаппаратура для съемки, монтажа, озвучания;

—  продолжительность работы над проектом складывается из времени, за­траченного на проведение подготови­тельных работ (написание реферата, разработка сценарного плана, подготов­ка к съемке) и непосредственно на съем­ку, монтаж, озвучание (на каждый вид работы не менее 10—12 дней);

—  на этапе подготовки к презента­ции проводится не менее двух консуль­таций с участием учителя.

      Каковы требования к мультиме­дийной презентации результатов проектной работы?

    Новые информационные технологии, в частности, возможности Интернета для получения и передачи текстовой, графической, видеоинформации, созда­ния мультимедийной презентации, пуб­ликации, Web-сайта и другие, способ­ствуют применению нетрадиционных методик обучения, формированию прак­тических умений и навыков учащихся в освоении исторического материала.

         Подготовка мультимедийной пре­зентации включает в себя следующие этапы (помимо перечисленных выше и относящихся ко всем видам проектов): практическая работа в библиотеках, мо­делирование; обзор литературы и элек­тронных источников, поиск информа­ции в Интернете, обсуждение научных проблем; разработка структуры пре­зентации (уточняется в процессе рабо­ты); использование дополнительных ре­сурсов и эффектов в презентации; со­здание презентации (как правило, с применением программы Power point); демонстрация и защита.

           Каковы правила проведения интер­вью, являющегося частью проектной работы?

        Учитель, организуя данный вид ра­боты, исходит из необходимости:

—  тщательной подготовки, опреде­ления, исходя из тематики и целей ра­боты, перечня вопросов;

— создания благоприятной психоло­гической обстановки во время интер­вью;

— выделения на интервью в среднем не менее двух часов;

--- обеспечение благоприятных организационных условии (исключение во время интервьюирования  отвлекающих моментов, звонков, появления посто­ронних и пр.);

—  обеспечения интервьюеров соот­ветствующими техническими средства­ми (видеокамера, магнитофон, дикто­фон и др.).

        По каким критериям оценивать проект?

      В своей практике я учитываю следу­ющие факторы:

—  значимость и актуальность вы­двинутых проблем;

— корректность используемых мето­дов исследования и методов обработки получаемых результатов;

—  активность каждого участника проекта в соответствии с учетом его ин­дивидуальных возможностей;

— коллективный характер решений;

— творческая самостоятельность ав­торов проекта;

— соблюдение требований к избран­ному жанру;

—   использование дополнительной (по отношению к базовому учебному курсу истории) информации;

— доказательность решений, умение аргументировать свои заключения, вы­воды;

— оформление результатов проекта;

—  форма защиты проекта, речевая культура, умение отвечать на вопросы оппонентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz