на главную

 

версия для печати

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование технологии развивающего обучения на уроках биологии для повышения мотивации обучения

 

 

 

                                   Автор опыта:

                                                                  Кондратенко Татьяна Ивановна

                                          учитель биологии

                                                                 МБОУ «Погореловская СОШ»

 

 

 

I. Информация  об опыте

 

   1.1 Условия возникновения, становления опыта

Автор опыта – Кондратенко Татьяна Ивановна, учитель биологии Погореловской средней общеобразовательной школы Корочанского района Белгородской области, отличник просвещения.

   Постоянное  стремление к поиску путей  решения  проблемы  повышения интереса и мотивации обучения  приводит к следующему:

 биология у большинства учащихся считается легким предметом, но это лишь ощущается на начальных этапах ее изучения. А через некоторое время, после изучения предмета, интерес учащихся и качество знаний падает из-за огромного теоретического материала, большого количества практических заданий, малого количества времени, отведенного на изучение тем, однообразия структуры изложения материала.

На  наш  взгляд  наиболее  конструктивным  решением  проблемы является  создание  таких  условий  в обучении, когда качество знаний учащихся возможно повысить лишь только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся.

Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся, в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач.

Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применять их на практике.

Так  возникла  идея об  использовании  технологии  развивающего  обучения  на уроках  биологии и применения  новых  форм и методов  для  повышения  мотивации  обучения.

 Началом  работы  по теме  опыта  стало  проведение  диагностики  по определению  уровня мотивации  и обученности  у пятиклассников.  У учащихся  были исследованы:

1. познавательные  интересы

- стержневой интерес к литературе, историческим наукам проявили 35% учащихся. Это они готовят сообщения о жизни великих биологов, активно участвуют в написании сценариев к внеклассным мероприятиям.

- 35% учащихся нравится биология. Они помогают автору в проведении экспериментов, им нравится проводить исследования, участвовать в олимпиадах, конкурсах.

2. Уровень обучаемости.

 

 

 

3.Другие индивидуальные особенности учащихся:

- уровень обученности (усвоенные знания и приобретенные умения);

- учебные умения (приемы умственной деятельности);

- состояние здоровья;

- домашние воспитательные условия.

       По результатам  диагностики в группе  оказалось только 5% учащихся с высоким  уровнем  мотивации в обучении, 55% учащихся  группы  находились  на  среднем  уровне, 40% -  на низком  уровне.

        Эти исследования помогли  автору   понять  необходимость  создания  условий  для  творческой  самореализации  в учебно-познавательной деятельности при изучении  биологии  с   использованием технологии  развивающего  обучения.

 

       1.2. Актуальность проблемы

 

Сегодня стало очевидным, что ориентация деятельности образовательных учреждений  только на формирование знаний,  умений и навыков приводит к неудовлетворенности общества результатами работы системы образования.

Развивающееся общество вправе ждать от воспитательных институтов более глубоких педагогических результатов, определяемых возрастающим уровнем обученности, воспитанности и развития подрастающего поколения.

В связи с изменившимися условиями жизни современного человека, сложной экономической ситуацией, необходимостью постоянно делать выбор, общество выдвигает ряд требований к модели выпускника:

- в настоящее время обществу нужны люди, способные мыслить;

- выпускник должен в обилии информации уметь выделить нужную ему, применить ее в изменившейся ситуации;

- дети должны уметь адаптироваться для жизни в обществе, любой социальной среде.

Отсюда меняются задачи как образования в целом, так и биологического образования в том числе.

Эта тема актуальна не только для автора, но  и соответствует потребностям школы, она является социальным заказом, основной тенденцией общественного развития федеральной образовательной политики.

 

 

 

Ведущая  педагогическая  идея  заключается в создании  необходимых условий, содействующих совершенствованию  качества знаний  учащихся  по  биологии, усиления  их мотивации к ее  изучению.

Проанализировав встающие перед автором  проблемы, изучив опыт учителей – новаторов и методическую литературу, автор приходит к выводу:

§  Учитель не может не задумываться над тем, для чего он работает. Ведь важна не только сумма полученных знаний, а развитие интереса и уважения к биологической науке, ее истории, к самому человеку, его способности мыслить, созидать.

§  Основная цель учителя – подготовка биологически и экологически грамотной личности, в развитии познавательной деятельности учащихся.

Поэтому выбранная проблема активной познавательной деятельности учащихся актуальна и требует как разработки системы учебных занятий по биологии с использованием современных технологий учебно-воспитательного процесса, современных технологий  оценки учебных достижений учащихся, разработки качественно нового учебно- методического, дидактического обеспечения биологического образования, так и разработку подходов к развитию способностей учащихся во внеурочной деятельности, через организацию работы факультативов, кружков, НОУ.

1.3.Сущность опыта.

Одна из важнейших задач развивающего обучения – активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и развития у них умений самостоятельной работы. Через систему уроков автор старается сформировать умения самостоятельно и критически мыслить, выработать навыки самообразования, пробудить в них желание проявлять творческую инициативу.

Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Вот  почему в развивающем обучении она должна занимать главное место и носить разносторонний характер.

Развитие познавательной деятельности учащихся основывается на логических и методических приемах.

На уроках биологии возможно использование следующих логических приемов:

- Постановка проблемы. Эффективность мыслительного процесса учащихся находится в прямой зависимости от того, как сформирован основной вопрос или проблема.

- Сравнение. Изучение биологических закономерностей невозможно без сравнений объектов, явлений, процессов.

- Обобщение. Способствует решению проблемы развивающего обучения. Для успешного овладения приемам следует расширить систему творческих знаний, требующих не только конкретных знаний, но и умений оперировать ими.

 

- Выявление признаков. Основан на анализе и синтезе мыслительной деятельности.

Важное внимание в процессе развивающего обучения должно быть уделено выработке у школьников умения самостоятельно приобретать знания в процессе работы с учебником, литературными источниками, рисунками, схемами, текстовыми таблицами и т.д. Приобретение этого умения связано с развитием навыков логического мышления учащихся: анализа, синтеза, вычленения главного, обобщения.

Следовательно, развитие школьников, получение прочных, осмысленных знаний, а также умений использовать их в практической деятельности находятся в прямой зависимости от приобретения навыков учебного труда.

Рациональное сочетание логических приемов и средств обучения приведет к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления учащихся.

Помогают решать проблемы развивающего обучения – обобщающие уроки, которые являются одним из звеньев методически продуманной системы уроков. Учитель  проводит их, используя различные формы, учитывая возрастные особенности учащихся, психологическое и эмоциональное состояние детей. Цель таких уроков не только в углублении, обобщении и закреплении знаний основных биологических закономерностей, но и в развитии логических умений анализировать, конкретизировать и обобщать, умений классифицировать знания, приводить их в систему, использовать доказательства и обоснования.

Итак, рациональное сочетание приемов и методов развивающего обучения способствует формированию творческой мыслительной деятельности учащихся, а также практических умений и навыков.

1.4. Длительность работы над опытом.

В принципе на протяжении всей своей педагогической деятельности автор пыталась использовать различные формы активного обучения. Но вернулась к ним тогда, когда поняла, что теряется интерес не только к биологии как к учебному предмету, но и к учению вообще. Проблема интереса – это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников. Поэтому к проблеме активизации познавательной деятельности учащихся автор вновь вернулась в 2008 году , проанализировав  работу  учащихся с 5 класса по 11 класс.  Диагностика  на  заключительном  этапе  доказала, успешность выбранной  технологии для  обозначенной  педагогической  проблемы.

 

 

1.5. Диапазон опыта.

Диапазон  опыта  представлен авторской дидактической  системой  работы  учителя по развитию  творческой самореализации  на уроках биологии и во  внеурочной  деятельности.

Степень активности школьников является реакцией, методы и приемы работы учителя являются показателем его педагогического мастерства.

          Развивающими  технологиями  обучения следует назвать те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

В школьной практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные, наглядные, практические. Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.

На уроках биологии автор применяет активные методы, учитывая содержание материала, дидактические цели урока, возрастные особенности учащихся. Учителю и учащимся  нравятся уроки нетрадиционные, сочетаться могут одновременно несколько активных форм, где можно проявить творчество, показать свой интеллект. Авторский  опыт применим как к системе урочной работы, так и внеклассной деятельности.

1.6. Теоретическая база опыта.

В современной психолого-педагогической науке используются различные дидактические системы. Все они опираются на то, что обучение должно вести за собой развитие. Основу авторского педагогического опыта составляют идеи развивающего обучения.

Для  повышения  мотивации обучения,  были  использованы  следующие  понятия:

- «учебно-познавательная  деятельность»;

- «самореализация», «творческая  самореализация»;

- «дефференциация»;

- «индивидуализация».

Учебно- познавательная  деятельность в опыте  представлена  как специально  организуемая  извне или  самим обучаемым познание с целью  овладения знаниями,  накопленными  человечеством; это творческий  процесс, в котором проявляются активность,  самостоятельность и индивидуальная  неповторимость (В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев).

Самореализация, творческая  самореализация. Самореализация – это «раскрытие  человеческой  природы» (О.С.Газман). Процесс самореализации  включает  постановку обучающимися перед  собой цели,  владение  способами  ее  достижения,  реализацию принятых  намерений.

Творческая самореализация  учащихся есть процесс и результат самоосуществления  их  творческих потенциальных  возможностей в учебно-познавательной  деятельности.

Дифференциация. Дифференциация  определяется как  создание разнообразных условий обучения  для  различных  классов,  групп с целью  учета  их  контингента, а также как комплекс методических,  психолого-педагогических  мероприятий, обеспечивающих обучение в группах.

 

 

Индивидуализация. Индивидуализация обучения – это  такая  организация  учебного  процесса, при которой выбор  способов, приемов обучения обуславливается  индивидуальными  особенностями  учащихся.

В новой истории стремление к активному обучению восходит к философским взглядам Ф.Бэкона, который критически относился к истинам словесного происхождения и требовал истины, добытой путем изучения действительности. В дальнейшем идею активного обучения развивали такие педагоги и философы, как Я.А. Каменский, Ж.Ж. Руссо.

В нашей стране идею развивающего обучения впервые выдвинул Л.С. Выготский. В своих работах он обратил внимание на необходимость рассмотрения обучения и развития как двух взаимосвязанных процессов, при этом ведущую роль Выготский отдавал обучению. В настоящее время известны дидактические системы развивающего обучения, разработанные под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Все существующие теории развивающего обучения направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.

Если при традиционном обучении (информационном, сообщающем) деятельность учащихся носит репродуктивный характер, то в условиях развивающего обучения эта деятельность становится продуктивной. Учащиеся самостоятельно ищут решение нового задания, проблемы, т.е. они учатся применять знания в новой ситуации, проявляют повышенный интерес к этому новому.

 

Задачи развивающего обучения.

·        Учить мыслить логично, научно, творчески.

·        Сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся, формировать не просто знания, а знания –

 

·        убеждения, что служит основой для формирования научного, диалектико-материалистического мировоззрения.

·        Содействовать формированию прочных знаний, также сведения самостоятельно добытые учащимися, прочно остаются в памяти, а если и забываются, то их легко восстановить, повторить ход рассуждения, доказательства, аргументации.

·        Воздействовать на эмоциональную сферу школьников, формируя также чувства, как уверенность в своих силах, удовлетворение от напряженной умственной деятельности.

·        Формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности.

·        Формировать и развивать положительное отношение, интерес как к данному учебному предмету, так и к учению вообще.

 

1.7. Новизна опыта.

Новизна опыта заключается в комбинации элементов известных методик, а также применении специальных средств (приемов, форм работы) с целью активизации учения обучающихся, формированию положительных мотиваций достижения эффективных результатов обучения биологии.

 

II.Технология опыта.

 

При всем многообразии методических подходов на первый план выдвигается идея развивающего обучения, т.к. учебно-воспитательный процесс должен всемерно способствовать развитию интеллекта и способностей учащихся.

Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики мотивации обучения учащихся, используя технологии развивающего обучения.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

·        опираясь на психологические особенности учащихся определенного возраста, последовательно формировать у них системное мышление, познавательный интерес к учебной деятельности ;

·        Введение в педагогическую практику такой организации образовательного процесса, которая бы позволила  ученику стимулировать самообучаемость  и способность к обобщению мыслительной деятельности и рефлексии ;

·        Использовать на ряду с традиционными формами групповых и индивидуальных учебных занятий нетрадиционными, с целью развития умений школьника самостоятельно осуществлять ближний и дальний, внутрисистемный мир и межсистесный переносы знаний и способов действий в новую ситуацию ;

·        Создание условий для приобретения учащимися учебно-исследовательских и проектировочных умений, необходимых для дальнейшего образования ;

·        Использование способов и приемов, направленных на становление активной позиции школьника – от осознанного целеполагания до диалектического оперирования и корректировки способов деятельности ;

Для реализации этих задач автор использует разнообразные проблемные и игровые задания.

Обсудим вместе построение гипотезы – предложения требующего подтверждения. В теме «Класс птицы» необходимо выяснить: «Что более страшно для птицы зимой – холод или голод?» Задача создает проблемную ситуацию для дискуссии. Возникает несколько мнений.

Конечно, разные мнения – результат постоянной работы учителя над формированием доброжелательного отношения учащихся к ошибкам товарищей при решении поисковых задач,  когда оригинальная мысль поощряется и уважается  любая точка зрения. Успех дискуссии в умении учителя направить решение поставленной задачи в определенной логической последовательности. В ходе дискуссии высказываются две гипотезы:

1) Птицам страшен холод.

2) Птицам страшен голод.

Затем записываем и обсуждаем те научные данные, которые необходимы сторонникам той или иной гипотезы для ее обоснования:

- птица – источник энергии;

- освобождается энергия при окислении питательных веществ клетки под действием кислорода;

 

 

- кровеносная система должна быть достаточно совершенна, чтобы обеспечить количество кислорода, необходимое для поддержания постоянной температуры тела;

- дыхательная система должна обеспечивать поступление необходимого количества кислорода;

- покровы тела (оперение) должны иметь строение, уменьшающие потерю тепла.

   Такой ход обсуждаемых проблем позволяет на уроке использовать широкий спектр индивидуальных особенностей познавательных процессов и соответствующие им формы работы: работу с текстом учебника, зарисовку схем кровообращения, определение ведущих понятий (обмен веществ, газообмен, клеточное дыхание и др.). Подведение итогов начинается с ответов авторов первой гипотезы (ошибочной): птицам страшен холод. В результате должен найти ошибку в доводе «Страшен холод, а не голод», что будет способствовать развитию его мышления. Не менее важным итогом проделанной работы станет воспитание уважения к чужому мнению.

Обобщение – один из логических приемов, которые имеют определяющие значение среди других, способствующих решению проблемы развивающего обучения. Для успешного овладения приемам нужно расширить систему творческих заданий, требующих не только конкретных знаний, но и умений оперировать ими для доказательства и обоснований.

В средних классах обобщение чаще всего заключается в том, чтобы свести отдельные факты в систему, позволяющую видеть в разрозненном – целое. Так, в разделе «Животные»,  а формирую у школьников умение выделять у рассматриваемых представителей признаки, общие для типа или класса животных, давать им общую характеристику, уметь по признакам определять соответствие типу, классу, отряду.

 На каждом этапе обучения биологии учу школьников работать с обобщенными схемами. Как показывает опыт, работа над обобщенными схемами, где частные факты, отдельные признаки рассматриваются как проявление общих биологических закономерностей, дает боле высокие результаты в обучении, чем, например, многословные, бессистемные и плохо продуманные сообщения учащихся, но для того, чтобы получить от ученика настоящую обобщенную схему, необходимо учить его системному мышлению. А для этого во время объяснения я строю опорную схему урока

 

Схема:

Растения                                                             передача энергии

                                                                              

создатели органических веществ__________ и вещества_____________

 

животные и человек                            разрушение органического

(потребители вещества)__________ вещества               ______________

 

микроорганизмы__________тепловая энергия

                            __________минеральные вещества

 

С этой несложной по структуре схемой можно работать и в 6 и в 11 классе, т.к. в ней заложен стержень для понимания закономерностей взаимосвязи живых организмов.

Важное внимание в процессе развивающего обучения  автор уделяет выработке у школьников умения самостоятельно приобретать знания в процессе работы с учебником, рисунками, схемами, текстовыми таблицами, литературными источниками и т.д.

Приобретение этого умения связано с развитием навыков логического мышления учащихся: анализа, синтеза, вычленение главного, обобщения. Следовательно, развитие школьников, получение прочных и осмысленных знаний, а также умений деятельности находятся в прямой зависимости от приобретения навыков учебного труда.

Известно, что учебник – основной, хотя и не единственный источник систематических знаний школьников. От умения работать с учебником зависят прочность и осмысленность усвоения  знаний. В свою очередь, умение работать с учебником связано с овладением учениками логических операций, что достигается методическими средствами.

Разберем такую ситуацию. Вот текст на тему «Способы опыления у покрыто семенных растений». Перспектива читать тему, где много научного текста, не привлекает учеников. Поэтому начинаю с того, что учу их составлять план действий, пользуясь только заголовками абзацев в тексте. Выясняем, что в тексте основным термином является «опыление», но при этом выделяют перекрестное, искусственное и самоопыление. Составляем схему, что успевает сделать даже плохо читающие ученики. В учебном процессе эта схема играет роль плана работы на уроке. Поэтому важно, чтобы с помощью учебника ее успели составить все ученики.

 

Следующий этап работы с учебником – отработка понятия «опыление». Выясняем, что в этом процессе участвуют главные части цветка: пестик  и тычинка. Но если способы опыления  различаются, то нужно искать различия в строении цветков. Ставлю задачу: выделить признаки цветков опыляемых разными способами. Со всем текстом работать и находить признаки могут только ученики, владеющие техникой чтения, а нам желательно быстрое и  одновременное решение вопросов. Для скорости работы предлагаем найти слова, выделенные курсивом. Везде встречаются термины «пестик» и «тычинка2, а в части текста об опылении насекомыми – «нектар», «нектаринки». Для более детального заполнения схемы, поясняющей различие в строении тычинки, пестика, необходимо чтение текста о перекрестном опылении. В данном случае, даже зная, что все читают с разной скоростью, даю одно задание: найти в тексте признаки разных цветков – ветро- и насекомо-опыляемых и занести это в схему, которая будет выглядеть так:

 

Опыление

перекрестное                                                           

                                           

ветер   насекомые                    самоопыление                искусственное

(мелкая,                                                                                 Пыльца

сухая

пыльца, пыльники на длинных

свисающих нитях.

Рыльца похожи на

пушистые перышки)                                                                                            

 

 

Лабораторные работы

 

Технологии развивающего обучения обязательно должны включать целенаправленные, методически продуманные, не продолжительные по времени лабораторные работы. Они позволяют ученикам вести необходимые наблюдения исследовательского характера за различными биологическими объектами и процессами, провести анализ, сравнить, сделать вывод или обобщение. Важное значение для развития учащихся при выполнения лабораторных работ имеет вводная беседа учителя, в которой я определяю проблему и ставлю цель, далее разъясняю ход лабораторной работы, указываю на форму записи (схему, таблицу, график и др.). В конце работы провожу обобщение и выводы. (см.приложение).

 

 Широкое использование лабораторных работ в учебном процессе   повышает качество развивающего обучения, усиливает практическую направленность преподавания, способствует развитию активности учащихся.

Дидактические наглядные пособия к средствам обучения,  позволяющим проводить анализ, сопоставление, сравнение объектов и явлений, устанавливать причинно-следственные связи, относят специальные дидактические материалы. Это могут быть аналитические, сравнительные и обобщающие текстовые таблицы, схемы. Содержание  динамических схем и таблиц усложняются  от темы к теме с развитием понятий. Это обуславливает возникновение схем и таблиц разной степени обобщенности.

На уроках  биологии в 6 классе учитель  начинает знакомить учащихся с принципами составления логических схем урока. Так при  объяснении темы «Плоды» показываю схему 2 , обращая внимание на логику ее построения вопросами: «Почему костянку вишни и коробочку мака не объединили в одну группу? В чем их отличия?»  и так далее. Затем предлагаю ученикам отгадать загадку и назвать плоды, о которых идет речь; используя схему определить к какой группе плодов они относятся.

Загадки.

- Одноусый дед в соломинку одет (зерновка овса).

- Стоит дуб, полон круп, пятачками прикрыт (головка мака).

- Дом без окон и дверей

  Как зеленый сундучок,

  В нем шесть кругленьких детей

  Называется….(стручок).

Схема 2.

 

ПЛОДЫ

 


 

Сухие                                                                          Сочные

 

 


 

Односе-     Много-                                      односеменные        многосеменные                                

                  семянные                                                                                   

мянные                     

                                                                       костянка                   ягода   

                         боб                                          1.                              1.

зерновка        стручок

семянка         коробочка        

1.                   1.

2.                   2.

 

 

На этом же уроке рассматриваем схему 3 составленную ранее.

 

 

  

Схема 3.

Органы растения

 

 
 

                     Корень                                                        Побег

                                                                                                      

                                                                 стебель      листья        цветки

                                                                                                                  

                                                                                                         плоды

Ученикам задают вопросы:

- Почему в данной схеме стрелочку я провела от цветка?

- Чем отличается плод  от корнеплода?

Потом по результатам беседы, при этом демонстрируя строение цветка формулируется определение: «Плод – это  образование, возникающее из завязи у покрытосеменных растений». Ученикам даю задание: пользуясь текстом учебника и рисунками закончить схему 2, подписав под столбцами примеры растений с данными типами плодов. Урок сопровождается демонстрацией натуральных объектов, фотографий.

Не менее важное значение в развитии учащихся имеет использование текстовых таблиц, позволяющих просматривать изучаемые объекты или явления, определять характерные черты. Сложность этих таблиц зависит от подготовленности учащихся, учебных целей и содержания изучаемого материала.

В разделе «Бактерии. Грибы. Растения» по ходу изучения тем заполняется таблица «Классификация растений».  Работа с такой таблицей на протяжении многих уроков позволяет систематизировать обобщать и углублять знания учащихся по самой важной теме раздела, но и подготовить учащихся к изучению вопросов «Ароморфозы и идиоадаптации» (общая биология).

Карточки – задания

При проведении уроков учитель  использует их довольно часто. Они могут включать вопросы, требующие знания фактического материала; задания, предлагающие применение ранее полученных знаний, для решения конкретной задачи, т.е. способствующие установлению взаимосвязей понятий курса; задания, требующие доказательного ответа.

Задание к карточке.

Ответить на вопрос: о чем свидельствуют данные опыта? Описать проведение опытов, цель их постановки.

 

 

 

Обобщающие уроки.

Одно из звеньев в цепи продуманной системы уроков, которая помогает решать проблемы развивающего обучения. Основная цель заключительных обобщающих уроков в курсе биологии сводится не только к углублению, обобщению и закреплению знаний основных биологических закономерностей, но и к развитию логических умений анализировать, конкретизировать и обобщать, умений классифицировать знания, приводить их в систему, использовать доказательства и обоснования. Этого я добиваюсь проводя уроки в нетрадиционной формах (см. приложение)

Рассмотрим пример обобщающего урока в разделе «Растения». Обобщающий урок после изучения вегетативных органов растений может быть построен на основе определения функций стебля как органа, осуществляющего связь между всеми органами растения.

Вначале повторяется функции стебля, а затем обобщаются знания по основным из них. Так, в связи с одной функцией стебля выносить к свету листья, рассматривается развитие побега из почки рост стебля, образовательные ткани, формы стеблей, как проявление приспособленности растений.

Другая содержательная линия обобщения строится исходя из проводящей функции стебля. В связи с этим повторяется материал о корневых волосках, хлорофиллоносных клетках листа, сосудах древесины и ситовидных трубках луба.

Еще одна содержательная линия связана с отложением в стебле запасных органических веществ. При раскрытии этого содержания обращаю внимание на взаимосвязи корня и листа.

Формированию творческой мыслительной деятельности учащихся могут способствовать проведение таких уроков как лекции и семинары.(см. приложение). При чтении лекции обращаю внимание учащихся на вопросы плана, привлекаю их к обсуждению, использую средства наглядности. В заключении лекции следует углубить знания ,автор  дает  установку на запоминание, делает выводы по основным ее этапам, о согласованности всех процессов, о единстве органического мира. Логическим продолжением лекции является семинарское занятие.

Применение этих форм обучения повышает познавательную активность, учит самостоятельному приобретению знаний и умений излагать свои мысли. Такие навыки учащиеся затем используют при подготовке к олимпиадам, конкурсам, различным внеклассным мероприятиям.

Таким образом, автор считает, что рациональное сочетание логических приемов и средств обучения приведет к осознанному, глубокому усвоению знаний и развитию мышления учащихся. Рациональное сочетание приемов и методов развивающего обучения способствует формированию творческой мыслительной деятельности учащихся и в свою очередь повышает интерес к изучаемому предмету.

 

 

 

 

III. Результативность опыта.

 

Критерием результативности опыта является повышение мотивации обучение среднего и старшего звена школьников, используя  технологии развивающего обучения. Показатели мотивации обучения и методики её измерения представлены в таблице.

 

Наименование показателя

Используемая методика

Мотивация учения

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы по материалам опросников Ч.Д. Спилбергера, А.Д.Андреевой.

Познавательная самостоятельность

Методика экспертной оценки познавательной самостоятености учащихся, составленная по материалам опросников Ч.Д. Спилбергера, А. К. Осницкого.

Мотивация к творческой деятельности

Анкета для учащихся «Как вы относитесь к учёбе по отдельным предметам?» Т. И. Шамовой

 

Предпосылкой для достижения положительной динамики познавательной активности школьников, обучающихся с использованием технологий развивающего обучения является обученность учащихся, их интеллектуальное развитие и сформированность их общеучебных умений и навыков.

Исходный, текущий и итоговый мониторинг результативности опыта проводился один раз в два года в течении 5-ти лет с 5-го по 11-ый класс с целью выявления динамики мотивации обучения с использованием технологии развивающего обучения. В ходе мониторинга выявилась динамика роста уровня мотивации обучения учащихся биологии по индивидуальному признаку и по классам  в целом.

Данные мониторинга динамики показателя мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы.

 

годы

уровень

Суммарный балл

Индивидуальный признак

классы

2008-2009

старшее зв.

среднее зв.

 

III

III

 

15

21

 

17

21

 

2

1

2009-2010

старшее зв.

среднее зв.

 

II-III

 

 

16

22

 

20

23

 

3

3

2011-2012

старшее зв.

среднее зв.

 

II-III

II-III

 

17

24

 

24

25

 

3

5

 

        Распределение старших школьников по уровням творческой активности осуществлялась в соответствии со следующей шкалой : высокий,  средний , низкий. Представленные в таблице обследования учащихся свидетельствуют в основном о положительной динамике отслеживаемых показателей. Так, из 16 –ти учащихся у 25-ти % уровень познавательной активности повысился с низкоа ср еднего, у 35-ти % со среднего до высокого. Устойчивые показатели высокого уровня творческой активности сохранились у 5-ти% учащихся , среднего – у 15-ти % учащихся.

         Данные мониторинга динамики степени проявления показателей творческой самореализации учащихся представлены в таблице

 

 

Наименование показателей

Динамика перехода обучающихся по степеням проявления показателей (в процентах)

 

Высокая

 

высокая

Низкая

 

высокая

Средняя

 

высокая

Низкая

 

средняя

Средняя

 

средняя

Низкая

 

низкая

Познавательная активность

10

15

30

20

10

0

Мотивация к творческой деятельности

0

30

15

35

5

5

Творческая активность

10

10

25

15

10

5

 

 Таким образом, результативность деятельности по обеспечению положительной динамики уровня творческой активности в учебно- познавательной деятельности учащихся гомогенной группы продвинутого уровня планируемого результата обучения , достигнутая по средствам  использования технологий развивающего обучения, оптимально.

Исходя из этого можно сделать вывод о перспективности дальнейшего использования технологий развивающего обучения с целью достижения  более высокого уровня.

Использование технологии развивающего обучения на уроках биологии помогает добиваться поставленной цели, создает творческую атмосферу среди учащихся. Используя технологии развивающего обучения автору удается добиваться  показательных результатов при проведении конкурсов,  олимпиад.

Результаты выглядят таким образом:

I. Районные олимпиады.

 

2008-2009  11 класс Спирина  Е .      3 место

                    10 класс Кабирова О.      2 место

                      9 класс Казиева Л.         2 место

 

 

 

 

2009-2010г.-  11 класс  Кабирова О.  3 место

                      10 класс  Бойко Е.         2 место

                        8 класс Зиборова Е.     1 место

                        7 класс Цыгулева А.    1 место

           

2011-2012г.- 11 класс  Бойко Е.         3 место

                      10 класс Попова А.        3 место

                        7 класс Теплоухова Ю. 1 место

 

II. Конкурс научно – исследовательских работ.

 

2009-2010г. – Бойко Е.  1место

 

III. Ежегодно учащиеся участвуют и в областных олимпиадах.

2009 -2010 г –Бойко Е.

IV. Ежегодно учащиеся принимают участие в слете экологов, где занимают призовые места.

 

2008-2009. –Гатилов  И.   1 место

2009-2010 г – Плетникова Д 1 место, дипломат областного  конкурса –

                                                                                                   3 место

V. Фестиваль исследовательских и творческих  работ  учащихся «Портфолио».

2009-2010 год – Бойко Таня - диплом

2010-2011 год – Бойко Таня - диплом

 

 

VI. Конкурс  сельскохозяйственных  профессий

 

2010-2011 год – Кулешов А – 1 место в номинации Полеводство

 

2010-2011 год – Кулешов А – диплом в региональном  этапе  всероссийского конкурса «Юннат»

 

VII.  Каждый год выпускники 11, 9 классов поступают в медучилища, сельхозтехникум, мединституты, где успешно сдают экзамены по биологии.

 

 

год

БГУ

медколледж

с/х техникум

2008-2009

 

 

 

4

 

2

 

12

2010-2011

 

 

1

 

5

 

7

 

Кондратенко Татьяна Ивановна

 

VШ. За последние годы при 100%  успеваемости, качество знаний по предмету составляет:

 

 

9. Для повышения мотивации изучения биологии и привития интереса и любви к предмету автор организует поисковую, исследовательскую, краеведческую работу, формирую устойчивый интерес к учебному предмету и учению в целом через систему внеклассной работы: клуб «Росток», экскурсии, походы.

 

          Использование  развивающей  технологии в обучении  биологии  позволило  учителю достигнуть определенных  результатов:

- у большинства  учащихся  сформировалась  положительная  мотивация к изучению  предмета и познавательный  интерес не только к отдельным  темам  курса, а в целом к биологии;

- возросла  эффективность  развития  интеллектуальных и творческих  способностей  учащихся.

     Опыт  работы  по данной  теме  показывает,  что технология  развивающего  обучения  дает положительные  результаты.

 

 

IV. Библиографический список

 

1. Анастасьева, Л.П., Развивающее обучение: суждение методиста., 1996г, №5, с.23-29.

2. Ковалько, В.И., Здоровьесберегающие технологии, /В.И. Ковалько – М: «Вако» 2004, с.295

3. Кузнецова, А.А., Чуракова С.В., Познавательный интерес. Условия его развития, «Биология в школе» №2, 1996г, с.28-31

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года., М.-2000г.

5. Петровский Г.Н., Современные образовательные технологии. Основные понятия и обзор./ Г.Н. Петровсктй, Мн:ННО 2000г. с.92

6. Селевко Г.К. ., Современные образовательные технологии, - М.-1989г.с.193

8. Юсуфбекова, Н.Р. Общие основы педагогических инноваций / И.Р.Юсуфбекова – М. 2001,с.91

9. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе/ И.С. Якиманская: М., 1996г. С.95.

Hosted by uCoz