на главную 

Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках математики через внедрение различных методов и средств обучения

 

 

 

2.     Условия возникновения, становления опыта.

Важным условием становления опыта стал собственный интерес к обозначенной проблеме, обусловленный личным опытом общения со школьниками, с другими педагогами, стремление придать своей деятельности направленный характер.

В Погореловской средней общеобразовательной школе Корочанского района учитель работает с 1977 года. Погореловская СОШ – это сельская школа, всего учащихся – 365. В каждой параллели по два класса, наполняемостью – 18 человек.

Шубная З.А. работает  в  8, 10,11 классах. Уровень обученности и подготовки учащихся разная. Для того чтобы добиваться качества и необходимо использовать на уроках различные способы и методы активизации познавательной    и умственной деятельности.

 

3.     Актуальность опыта.

Важной предпосылкой возникновения опыта является противоречивая ситуация, сложившаяся в настоящий момент в обществе.

Современное общество требует квалифицированных, предприимчивых, инициативных специалистов, максимально использующих свои  творческие задатки и способных всесторонне оценивать и решать встающие перед ними проблемы. Изменившийся социальный заказ общества определили необходимость творческого переосмысления практики математического образования в школе.

Латинское слово «activus»  переводится как «активный», «деятельный». Активизация обучения школьников означает оживление их деятельности на всех этапах учебного процесса.

Актуальность данного опыта заключается еще и в том, что, при развитии интереса к предмету, наблюдается развитие творческих качеств личности, в конечном итоге обеспечивается разностороннее развитие личности. Развитие интереса  в отдельной  предметной области в условиях открытого общения обуславливает становление личности, проявляющей интерес и в других сферах деятельности, в общественной жизни, в отношениях с товарищами, обеспечивает формирование активной жизненной позиции.

Актуальность опыта подтверждается тем, что при его реализации личная цель совпадает с общественной – повышением уровня математической подготовки выпускников средней школы.  Эта тема актуальна не только для учителя и соответствует потребностям школы, она является социальным заказом.

Учителем выявлены следующие противоречия:

1)    между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным единым планом и режимом общеобразовательной школы;

2)    между ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащихся и традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний.

Предлагаемый опыт направлен на устранение выше обозначенных противоречий, т. к. решает проблему развития творческих способностей учащихся путем максимального использования образовательных и воспитательных возможностей предмета математики на основе различных методов, средств и форм работы.

 

4.     Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея: активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках математики через внедрение различных методов и средств обучения,  сотрудничество педагога и учеников на основе взаимного уважения и доверия, обеспечение успешного учения без принуждения, развитие и саморазвитие каждого ученика на основе его индивидуальных способностей через  включение его в творческую деятельность.

 

Опыт работы опирается на идеи:

- идея сотрудничества педагогов и школьников на основе взаимного уважения и доверия;

- идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха;

- идея максимальной помощи ученику в познании и самоутвердении;

- идея создания благоприятных морально-психологических условий учения каждого.

 В условиях демократизации и гуманизации образования реализация данной идеи возможна при соблюдении ряда основополагающих дидактических принципов:

-         принципы самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения

-         принцип воспитывающего и развивающего обучения

-         принцип научности

-         принцип доступности

-         принцип самостоятельности и активности в процессе обучения

-         принцип сознательности и прочности усвоения знаний и умений

-         принцип целенаправленности и мотивации обучения

-         принцип индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся

-         принцип наглядности.

 

5.     Длительность работы над опытом.

  С момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием и действительным до момента выявления результативности опыта прошло достаточно времени.

Над данным опытом учитель работает десять лет.

 

6.     Диапазон опыта.

Диапазон опыт охватывает систему «урок – внеклассная работа», приемы и методы преподавания предмета математики.

 

7.     Теоретическая база опыта.

Большое влияние на формирование опыта оказали знакомство с трудами  отечественных и зарубежных педагогов: Г.И. Щукиной, Ж.А. Амонашвили и др.

Главный подход в работе педагог считает личностно – ориентированный подход к ребёнку и учет его индивидуальных способностей. В основу данного опыта положена концепция развития познавательного интереса ( Г.И.Щукина).

 В частности, использованы:

-представления о познавательном интересе как интегративном образовании личности, основу которого составляют интеллектуальные (анализ, синтез, сравнение и др.), эмоциональные (переживание успеха, радость познания, удовлетворение деятельностью), регулятивные (волевые устремления, принятие решений и т.д.) и творческие процессы.

-принцип ведущей роли самостоятельной деятельности по освоению окружающей действительности в развитии познавательного интереса, а так же принцип активного взаимодействия различных видов деятельности в учебном процессе.

В работе опирается на принципы педагогики сотрудничества, осуществляет личностно-ориентированный и дифференцированный подход.

Основополагающие педагогические теории, на которые опирается опыт учителя Шубной З.А.:

- «Теория развития познавательного интереса» - Т.В. Щукина;

- «Теория активизации учебно-воспитательного процесса» -  Т.В. Щукина;

- «Теория поэтапного формирования умственных действий» - П.Я. Гальперин;

         Технология направлена на формирование общих подходов к организации усвоения вычислительных правил, определений и теорем через алгоритмизацию учебных действий. Обучение осуществляется циклами.

 

- «Теория оптимизации обучения» - Ю.К. Бабанский;

- «Система эффективных уроков» - А.А.Окунев.

         Одни из задач, которые  решает система:

1)      создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;

2)      разнообразие методов и средств обучения, формирование и тренинг способов умственной деятельности учащихся.

 

8.     Степень новизны.

 

    Новизна опыта состоит в первую очередь, в самом подходе  к проблеме, в разработке различных дидактических материалов, решении новых педагогических задач,  комбинации элементов известных методик, методов и средств обучения.

 

 

Технология опыта.

 

Цель опыта: активизация познавательной и творческой деятельности, повышение качества знаний  учащихся по математике  через использование на уроках  различных методов и способов обучения.

 

Проблемы и задачи:

- формирование мировоззренческих ориентаций через развитие личностного потенциала старшего школьника.

- оптимальное сочетание традиционных и активных методов и форм обучения, предусматривающих разноспособное обучение.

В своей педагогической деятельности Шубная З.В. сочетает следующие методы преподавания:

-         стимулирующие и частично поисковые;

-         побуждающие и поисковые;

-         инструктивные и практические.

Эффективность процесса обучения математике в наше время определяется многими факторами, но главная роль принадлежит учителю. Его задача, прежде всего воспитать активно мыслящую личность. От  мастерства учителя, его умения управлять процессом формирования знаний учащихся, развитием их мышления во многом зависит, сможет ли ученик творчески подойти к изучаемому материалу.

Активизация обучения школьников означает оживление их деятельности на всех этапах учебного процесса.

Эффективными у Шубной З.А. оказались следующие основные пути активизации познавательной и творческой деятельности при изучении математики на уроках.

1.     Постановка цели урока перед учащимися и анализ полученных ими результатов.

Указание цели урока мобилизует готовность учащихся к деятельности, приучает их бережно относиться к учебному времени и ценить коллективный труд.

При проблемном построении занятия Шубная З.А. на отдельных уроках может начать его с решении  практических задач, подводя учащихся к выделению цели урока. (Приложение № 1)

2.     Самостоятельная и фронтальная работа учащихся по добыванию математических знаний. (Приложение № 2)

Учитель считает, что активная работа интереснее для ребят, чем выслушивание готовых выводов самого учителя.

         Зоя Афанасьевна умело сконструировала вспомогательные учебные задания, которые ставятся перед всем классом, но выполняются по возможности самостоятельно.

         Самостоятельная работа повышает интерес школьников к уроку, создает благоприятную эмоциальную атмосферу на уроке.

         Организуемая учителем Шубной З.А. фронтальная работа, в процессе которой дается оценка индивидуальных результатов школьников, подводятся итоги, помогает учащимся сообща достаточно быстро справляться с непосильными для некоторых из них познавательными трудностями, дает оценку их учебного труда.

         Для активизации познавательной и творческой  деятельности Шубная З.А. умело использует приемы эмоционального воздействия на школьников. С этой целью учитель дает своим ученикам задачи парадоксального характера, рассказывает интересные эпизоды из истории математики, предлагает занимательные задачи. (Приложение № 1)

         Например, при изучении темы в 9 классе «Радианная мера угла» Зоя Афанасьевна организовала исследовательскую деятельность учащихся, которые нашли и сообщили классу исторические сведения о возникновении числа , градусной и радианной мере угла, о применении их в физике, географии, геодезии, астрономии.

 

3.     С целью подготовки учащихся к активному усвоению знаний организуются практические работы, чаще всего связанные с проведением различного рода измерений. Особенно удачно это используется при изучении геометрии. (Приложение № 3)

Пример:

При решении вопроса об отношении длины окружности к её диаметру, учащиеся взяли из окружающей жизни предметы, имеющие в основании круг. Измерили длину окружности, диаметр, нашли отношение и пришли к выводу, что это отношение – постоянная величина. Практическую работу выполняет каждый ученик самостоятельно.

         Так практическая работа приводит школьников к выявлению определенных математических закономерностей, которые необходимо далее логически доказать.

         Все указанные приемы способствуют созданию проблемной ситуации, в условиях которой и протекает подготовка учащихся к целенаправленной активной деятельности.

         Анализ учебных занятий Зои Афанасьевны дает возможность судить о том, что успех её работы состоит в постановки перед учащимися четких заданий, в организации их активной познавательной деятельности.

Для этого учитель использует разнообразные виды тренировочных упражнений: закодированное задание, игровые элементы, ролевые игры, содержание которых способствует экономическому и нравственному воспитанию.

4.     При изучении нового материала учитель использует прием, когда изучение нового материала идет параллельно с использованием ранее полученных знаний. (Приложение № 4.)

Например: урок геометрии в 7 классе по теме «Угол»  учащиеся изучают новый материал по плану:

 

План.

1. Определение угла. Вершина угла. Стороны.

2.     Обозначение угла. Три способа обозначения угла.

3.     Развернутый угол.

4.     Понятие «луч проходит между сторонами угла».

5.     Основные свойства измерения углов.

6.     Задача.

 

5. Одной из основных задач при обучении математике является выработка у учащихся навыка хорошего счета. Учитель для этого использует приемы, направленные на выработку вычислительных навыков на всех уроках.

 

6. Большое внимание учитель уделяет работе учащихся в детском научном обществе, где ребята выполняют исследовательскую работу. (Приложение № 5

 

 

  

 

 

Результативность

 

Результативность опыта отслеживалась в течение последних трех лет по следующим методикам:

1.     «Методика диагностики уровня творческой активности учащихся» (подготовлены М.И. Рожковым, Ю.Т. Тюнниковым, Б.С. Алишевым, Л.А. Воловичем).

2.     Опросник Джонсона (диагностика креативности).

 

 Об результативности данного опыта можно судить по результатам олимпиад, единого государственного экзамена по математике и участию школьников в научно-исследовательской работе.

 

Итоги районных олимпиад

 

Учебный год

Класс

Ф.И. учащегося

место

2002-2003

11

Бакланов Дмитрий

2

 

9

Головчанский Павел

2

2003-2004

10

Головчанский Павел

3

2004-2005

11

Головчанский Павел

2

 

Мирошникова Марина, ученица 10 класса стала призером районная конкурса научно-исследовательских работ «Зажги свою звезду».

Учащиеся регулярно участвуют в межрегиональной заочной олимпиаде. В 2004-2005 учебном году Котова Юлия (8 класс) и Спирина Марина (6 класс) стали призерами.

 

С 2004 года показателями качества математического образования выпускников средних школ стали итоги сдачи единого государственного экзамена.

В 2005 учебном году выпускники Шубной З.А. показали хорошие результаты, процент качества знаний составил в 11б классе – 78 %, в 11в – 50% при успеваемости – 96 %. Из этих выпускников – 8 медалистов успешно обучаются в Вузах области.
 

Библиографический список:

 

1.     Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., "Педагогика", 1977

2.     Епишева О.Б. Технология обучения математики на основе деятельностного подхода. – М.: Просвещение, 2003г, 223с.

3.     Илларионова В.Р. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. журнал «Математика в школе». - № 6-1982г., с.21

4.     Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики.- М.: Просвещение, 2002г., 175 с.

5.     Миронов Г.В.Приемы активизации учебной деятельности школьников. журнал «Математика в школе». № 3-1993г., с. 12

6.     Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1986г., 144с.

7.     Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1979. — 160 с.

8.     Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988. — 208 с.

9.      

 

 

Hosted by uCoz