Методическое объединение учителей
истории и обществознания
Руководитель: Калитина Е.В.- учитель истории
2008-2009 учебный год
Проблема методического объединения:
«Внедрение новых педагогических технологий в обучении
истории, обществознания, православной культуры»
Состав методического объединения:
Фамилия, имена, отчества учителей |
Должность, квалификационная категория |
Тема для самообразования |
Черкасов Александр Егорович |
Директор школы, учитель обществознания, высшая квалификационная категория. |
Использование ИКТ и
Интернет-технологий на уроках обществознания на базовом уровне в |
Жданова Людмила Николаевна |
Заместитель директора школы по УВР, учитель истории и обществознания, 1 квалификационная категория. |
Использование интерактивных методов в преподавании истории и обществознания. |
Калитина Елена Васильевна |
Учитель истории и православной культуры, 1 квалификационная категория. |
Проектная деятельность в обучении истории. |
Котова Светлана Ивановна |
Учитель начальных классов и православной культуры, высшая квалификационная категория |
|
Кощина Елена Анатольевна |
Учитель географии и обществознания, высшая квалификационная категория |
Проектная и исследовательская деятельность учащихся при изучении географии |
ЗАДАЧИ НА 2008-2009 УЧЕБНЫЙ ГОД
1.Поддерживать оптимальный уровень качества знаний и
успеваемости учащихся
( не ниже средних показателей по району).
2.Обеспечить получение учащимися качественного исторического и
обществоведческого образования.
3.Вести целенаправленную подготовку учащихся к Единому
Государственному Экзамену по истории и обществознанию (11 кл.)
и итоговой аттестации учащихся 9 кл. по обществознанию в
новой форме.
4. Добиться достижения высоких результатов участия школьников
в конкурсах и олимпиадах по истории, праву, обществознанию,
краеведению.
5. Обсудить приоритетную роль предметов общественно-
гуманитарного цикла, обусловленную ориентиром на
воспитание гражданского патриотизма молодёжи России как
высшей нравственной ценности и гражданственности как качества
личности.
6.Осваивать современные методики преподавания в соответствии
с требованиями Государственных образовательных стандартов.
7. Внедрять в учебный процесс учебники нового поколения с целью
ознакомления с новейшими разработками российских учёных,
актуализирующих оценки нашей истории с точки зрения защиты
и укрепления государственного суверенитета.
ПЛАН РАБОТЫ МО НА 2008-2009 УЧЕБНЫЙ ГОД
|
1 четверть |
11 четверть |
111 четверть |
1V четверть |
Заседания МО Повестка дня
Работа с документа ми |
Сентябрь 1.Анализ работы МО в прошедшем уч.году. 2. Утверждение плана работы МО на 2008-2009 у.г. 3. Утверждение тем для самообразования. 4.Утверждение учебной нагрузки. 5.Обсуждение инструктивно-методических писем. 6.Обоснование выбора учебных программ и учебников. Тематическое планирование. 7. О норме оценок. Октябрь 1.Использование групповых технологий при обучении истории (Из опыта работы Ждановой Л.Н.) 2.О формах итоговой аттестации по истории, обществознанию. Калитина Е.В.. 3.Новые педагогические технологии в практической деятельности учителя обществознания Черкасова А.Е.
1.Изучение базисного учебного плана, образовательных программ, норм САНПИН. Разработка тематического планирования. |
Декабрь 1.Проектная деятельность на уроках истории Калитина Е.В. 2.Об итогах участия школьников в предметных олимпиадах по истории, обществознанию, праву. Жданова Л.Н. 3.Об итогах контрольных работ по истории и обществознанию как показателе подготовки к новым формам итоговой аттестации в 9-х, 11-х кл. Черкасов А.Е. 4. Новые педагогические технологии в практической деятельности учителя истории, обществознания Ждановой Л.Н.(анализ посещённого урока). |
Февраль 1.Социализация личности подростка через преподавание обществоведческих дисциплин. Черкасов А.Е. 2. Анализ итоговых показателей по успеваемости в 1 полугодии по истории, обществознанию . Жданова Л.Н. 3. Новые педагогические технологии в практической деятельности учителя Калитиной Е.В..(анализ открытого урока).
|
Апрель 1.О системе подготовки к ЕГЭ на уроках истории. Калитина Е.В. 2.Утверждение экзаменационно го материала. Калитина Е.В. Жданова Л.Н. 3.Об итогах участия школьников в творческих конкурсах. Калитина Е.В. Жданова Л.Н. Черкасов А.Е. 4. Новые педагогические технологии в практической деятельности учителя Калитиной Е.В.(анализ открытого урока).
1.Изученение Положения об аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений.
|
Открытые уроки |
Черкасов А.Е.. Октябрь 10-20 Обществознание 10-б класс |
Жданова Л.Н. Декабрь 20-30 История 8-б класс |
Калитина Е.В Февраль1-10 История 6-а класс |
Калитина Е.В. Апрель 1-10 История 8-а класс |
Организа ция внеклас сной работы |
1.Организация работы НОУ, определение тематики исследовательских работ учащихся. Сентябрь 2.Организация клуба юных избирателей. Сентябрь 3.Районный конкурс исследовательских работ «Отечество 2007» Октябрь |
1.Школьные и районные олимпиады по истории, обществознанию праву . Ноябрь |
1.Школьные и районные олимпиады по краеведению Февраль 2.Проведение предметной недели по социально-политическим дисциплинам. Март |
1.Подведение итогов исследователь ской деятельности учащихся. Апрель 2. Подведение итогов воспитательной работы, посвящённой знаменательным датам истории страны и Белгородского края. Май |
Материал ное обеспече ние |
Создание условий для организации здоровьесберегаю щего учебного процесса в кабинетах, соблюдение техники безопасности Август |
Участие в школьном смотре кабинетов. Декабрь |
Проведение работы по методическому обеспечению учебного процесса. |
Проведение работы по методическому обеспечению учебного процесса. |
Протокол школьного тура олимпиады по истории
Срок проведения 25.10.-5.11.2008 г.
Ф.И. участника |
Количество набранных баллов |
Место |
Ф.И.участника |
Количество набранных баллов |
Место |
|
|
5 класс |
|
|
9 класс |
|
|
Вернигора В. |
11 |
1 |
Альшаев А. |
5,5 |
2 |
|
Якименко А. |
10,5 |
2 |
Дмитренко И. |
5,5 |
2 |
|
Понарина О. |
9,5 |
3 |
Кабирова О. |
4 |
4 |
|
Евсеева А. |
8,5 |
4 |
Калашникова |
4,5 |
3 |
|
Евсеев И. |
8,5 |
4 |
Визирякина А. |
5,5 |
2 |
|
Разуваев В. |
4 |
6 |
Разуваев Н. |
7 |
1 |
|
Курдов А. |
8 |
5 |
|
10 класс |
|
|
|
6 класс |
|
Аврамов Д. |
6 |
|
|
Кудрин И. |
13 |
5 |
Бакаева Е. |
0 |
|
|
Виноходова И |
22 |
2 |
Колодяжная О |
4 |
|
|
Цыгулёва А. |
22 |
2 |
Погорелова Е. |
4 |
|
|
Водолазкина |
24 |
1 |
Тусаева Э. |
2 |
|
|
Ковалёва В. |
18 |
4 |
Ворошилина |
3 |
|
|
Погорелова Т. |
20 |
3 |
Гайворонский |
7 |
3 |
|
|
7 класс |
|
Гатилов И. |
7 |
3 |
|
Обдымко А. |
22 |
1 |
Сазонов М. |
7,5 |
2 |
|
Шаталова О. |
12 |
5 |
Медведева М. |
3 |
|
|
Халанская В. |
18 |
3 |
Новикова Н. |
7 |
3 |
|
Бабкин В. |
20 |
2 |
Минлонин О. |
7 |
3 |
|
Зиборова А. |
11 |
6 |
Дмитриев Н. |
3 |
|
|
Колесникова |
17 |
4 |
Богодухова Н. |
3 |
|
|
|
8 класс |
|
Курдов С. |
7 |
3 |
|
Артебякина А |
3 |
|
Стешенко Е. |
4 |
|
|
Алимпиев А. |
7 |
|
Донецкий Р. |
8 |
1 |
|
Бойко Е. |
5 |
|
Виноходов Н. |
5 |
|
|
Бойко Т. |
25 |
2 |
Воронова Н. |
6 |
|
|
Демченко Е. |
7 |
|
Киданова И. |
6 |
|
|
Жданов Д. |
7 |
|
Масленников |
0 |
|
|
Извеков В. |
7 |
|
Осипов Б. |
4 |
|
|
Камардина А. |
25,5 |
1 |
Спирина М. |
6 |
|
|
Масленникова |
6 |
|
Чистяков И. |
6 |
|
|
Мозговой Д. |
6,5 |
|
|
11 класс |
|
|
Мирошникова |
7 |
|
Ищенко Е. |
2 |
4 |
|
Мирошников |
5 |
|
Колодезная А. |
7 |
1 |
|
Остапенко А. |
22,5 |
3 |
Власенко К. |
2 |
4 |
|
Рындя А. |
7 |
|
Бабкин Д. |
1 |
5 |
|
Трещёва Ю. |
7 |
|
Сидякина Л. |
5 |
2 |
|
Шейченко А. |
6,5 |
|
Рекунова К. |
4,5 |
3 |
|
Директор
школы А.Черкасов
Учителя
Е.Калитина
Е.Кощина
Результаты участия в предметных олимпиадах
История (учитель Калитина Е.В.)
2001-2002 учебный год
Грищенко Иван,10 кл.-1 место (в области-7)
Демченко Елена,11кл.-2 место
Шепило Александра,10 кл.-3 место
2002-2003 учебный год
Косицына Татьяна,10 кл.-1 место (в области-10)
2003-2004 учебный год
Косицына Татьяна, 11 кл.-1 место
2005-2006 учебный год
Ефименко Екатерина, 10 кл. -3 место
2006-2007 учебный год
Остапенко Надежда, 10 кл.-2 место
Ефименко Екатерина, 11 кл.- 3 место 2007-2008 учебный год
Остапенко Надежда,11 к. -2место
ДонецкийРоман, 9 кл.-3 место
2008- 2009 учебный год
Донецкий Роман, 10 класс-3 место
Школьное краеведение
2001-2002 учебный год
Литвиненко Юлия, 9 кл.- 1 место
2002- 2003 учебный год
Грищенко Иван,11 кл.- 1 место (в области-7)
Мясоедова Надежда, 10 кл.-1 место (в области-4)
2003-2004 учебный год
Гайворонская Ольга,10 кл.- 3 место
Мясоедова Надежда, 11 кл.-2 место
2004-2005 учебный год
Остапенко Надежда, 8 кл.- 2 место
Гайворонская Ольга, 11 кл.- 2 место
2005-2006 учебный год
Мерзликина Анастасия, 9 кл.-2 место
Сычёв Евгений, 9 кл.-2 место
2006-2007 учебный год
Мерзликина Анастасия, 10 кл.- 2 место
Саляева Юлия, 10 кл.- 2 место
Гатилова Яна, 10 кл.- 1 место
2007-2008 учебный год
Саляева Юлия,11 кл. -1 место
Гайворонский Павел, 9 кл. -2 место
Экономика 2005-2006 учебный год
Бережной Александр, 10 кл.- 1 место
Результаты участия в конкурсах, викторинах
(учитель Калитина Е.В.)
2001 - 2002 учебный год
Областная викторина отмечены грамотой за
«Родные просторы Белгородчины» активное участие
2002 - 2003 учебный год
Областной конкурс «Мой город коллективная работа -
в Белгородской Губернии» III место
Районный конкурс «Права ребёнка Фурманова Татьяна-
в новом веке» II место
Конференция исследовательских Мелешкова Юлия – II м.
работ Мясоедова Надежда – I м.
Шепило Александра - I м
.
2003 - 2004 учебный год
Районная краеведческая Мясоедова Надежда –II м.
конференция Гайворонская Ольга - 2 м.
Конференция исследовательских Гайворонская Ольга – I м.
работ Шубная Анастасия – I м.
Камардина Юлия – I м.
Районная викторина «Моя малая коллективная работа-
Родина - Белгородчина» II место
2004 - 2005 учебный год
Районный конкурс исследовательских Бакланова Оксана- I м.
работ, посвященных 300 – летию Св. Иоасафа
Рождественские чтения Остапенко Надежда -
диплом лауреата Районная викторина «Подвиг солдата» коллективная работа-
III место
2005 - 2006 учебный год
Областной конкурс исследовательских Бакланова Оксана- II м.
работ, посвященных 300 - летию Св. Иоасафа
Районная краеведческая конференция Мерзликина Анас.- 2 м.
исследовательских работ Сычёв Евгений - II м.
Районный конкурс исследовательских Таранова Наталья –II м.
работ «Дети и война»
Рождественские чтения Сычёв Евгений – диплом
Лауреата
2006 – 2007 учебный год
Районный конкурс исследовательских Мерзликина Анастасия краеведческих работ участников - 1 место
движения «Отечество» Саляева Юлия- 1 место
Областной конкурс исследовательских Саляева Юлия – 1 место
краеведческих работ, посвящённый Мерзликина Анастасия
105-летию Н. Ф. Ватутина - 8 место
Областная викторина участников Саляева Юлия - 1 мест.
движения «Отечество» Мерзликина Анастасия
- 1 место
Районный конкурс исследовательских Гатилова Яна – 1 место
работ по избирательному праву
Районный конкурс исследовательских Мерзликина Анастасия
работ по духовному краеведению - 1 место
2007-2008 учебный год
Районный конкурс исследовательских Гатилова Яна
краеведческих работ участников - 1 место
движения «Отечество» Гайворонский П.-3 м.
Областной конкурс исследовательских Гатилова Яна-4 место
краеведческих работ, посвящённый (в конкурсе экскурсоводов -3) 280-летию Белгородской губернии
Районная викторина, посвящённая
65-летию Курской битвы
2008-2009 учебный год
Районный конкурс Бойко Е.-1 место
краеведческих работ, посвящённый Бойко Т.-2 место
65-летию Курской битвы ГайворонскийП-3 место
Дипломы всероссийского конкурса исследовательских
работ «Человек в истории. ХХ век » получили:
2002-2003 учебный год
Ткачёва Дарья (10 класс)
Новикова Мария (11 класс)
2004-2005 учебный год
Кузубова Анна (8 класс)
2007-2008 учебный год
Сычев Евгений (11 класс) – поощрительная грамота за интересную работу. Спирина Марина (9 класс)
Обществознание
(учитель Кощина Е.А.)
2007-2008 учебный год
Итоги районных олимпиад
Котова Юлия – 1 место по праву (10 место в области)
Гатилов Олег – 1 место по экономике (16 место в области)
Котова Юлия – 7 место по обществознанию
Котова Юлия – 3 место по избирательному праву
Казиева Лия – 3 место по избирательному праву
Конкурсы
Полтавченко Марина -1 место в конкурсе рефератов по праву «Защита прав детей – вклад а будущее России»
Спирина Марина – победитель 1 тура Всероссийской 111 финансовой викторины для старшеклассников, лауреат 11 тура
Гайворонский П.
Донецкий Р.
Курдов С. – участники этой викторины
Ворошилина У.
Медведева М.
2008-2009 учебный год
Итоги районных олимпиад
Ищенко Е.- 7 место по обществознанию
10 место по праву
Самохвалов С. -7 место по экономике
Конкурсы
Конкурс социальных проектов «Свой мир мы строим сами» - номинация «Семья с большой буквы»
Эссе на тему «Семья, хранимая законом» - Сидякина Л. - победитель районного тура, участие в областном туре в декабре
Православная культура
(учитель Котова С.И.)
2000 год – 1 место в областном конкурсе фильмов к 2000- летию принятия христианства на Руси
2004 год - лауреат областного конкурса на лучшую разработку урока на православную тематику (грамота областного центра духовного просвещения)
В помощь ученику
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ
В современных условиях под учебным проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Метод проектов способствует формированию критического и творческого мышления учащихся, умению работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы — воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.
Концепция самостоятельной работы учащихся, когда они трудятся над решением проблемных вопросов, позволяет по – новому раскрыть перед ними процессы исторического развития нашей страны, способствует осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, помогает преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности учеников, ведет к формированию собственных оценок исторических событий, развитию критического мышления учащихся. В проектной деятельности удается, как правило, наладить диалог между преподавателем и каждым учеником, свободный от учительского давления и менторского назидания.
В работе над учебными проектами встает немало весьма конкретных вопросов, имеющих методический и даже технологический характер. В своей практике на некоторые из них я нашла ответы, которыми хотела бы поделиться с коллегами.
Как организовать работу над проектом?
Как правило, полезно выделить следующие этапы работы.
1. Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников.
2. Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.
3. Распределение задач по группам, поиск информации.
4. Составление технологической карты с представлением в логической последовательности хода работы.
5. Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.
6. Промежуточные обсуждения полученных данных.
7. Презентация (защита) проектов, оппонирование.
8. Коллективное обсуждение, выводы.
Какие требования предъявляются к результатам учебных проектов?
Результаты проектной работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты проектной деятельности:
— представляются в виде конкретного «продукта» (доклада, альбома, сборника, плана-карты, фильма и др.);
— выполняются в едином стиле (например, итоговый доклад должен содержать заголовки, подзаголовки, иметь поля и т.п.);
— содержат соответствующие сноски, примечания, указывающие на источники информации;
— рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей;
~— защищаются в присутствии заинтересованной аудитории;
— должны в дальнейшем использоваться в учебном процессе.
Выбор формы проекта определяется его темой, целью, содержанием, общим замыслом автора. Важно, чтобы благодаря выбранной форме можно было наилучшим образом представить на презентации результаты проведенной работы.
Выполненный в любой форме проект должен иметь пояснительную записку (теоретическую часть) со следующей структурой: титульный лист (название учебного заведения, класс, автор, название проекта, научный руководитель, место издания, год); оглавление; эпиграф; введение; основная часть (главы, разделы, параграфы); заключение; список используемых источников и литературы; приложение.
Что нужно иметь в виду при работе над видеопроектом?
Многих преподавателей и учащихся, в частности, привлекает работа с теле - и видеопроектами. Доступность видеотехники и обилие возможных тем делают такой вид проектов весьма популярным.
При этом следует учитывать, что, как правило:
— общая продолжительность видеофильма не должна превышать 10 мин;
— участники проекта должны обладать хотя бы минимальными первоначальными знаниями в области медиа-технологий;
— в распоряжение участников должна быть предоставлена необходимая ви-
деоаппаратура для съемки, монтажа, озвучания;
— продолжительность работы над проектом складывается из времени, затраченного на проведение подготовительных работ (написание реферата, разработка сценарного плана, подготовка к съемке) и непосредственно на съемку, монтаж, озвучание (на каждый вид работы не менее 10—12 дней);
— на этапе подготовки к презентации проводится не менее двух консультаций с участием учителя.
Каковы требования к мультимедийной презентации результатов проектной работы?
Новые информационные технологии, в частности, возможности Интернета для получения и передачи текстовой, графической, видеоинформации, создания мультимедийной презентации, публикации, Web-сайта и другие, способствуют применению нетрадиционных методик обучения, формированию практических умений и навыков учащихся в освоении исторического материала.
Подготовка мультимедийной презентации включает в себя следующие этапы (помимо перечисленных выше и относящихся ко всем видам проектов): практическая работа в библиотеках, моделирование; обзор литературы и электронных источников, поиск информации в Интернете, обсуждение научных проблем; разработка структуры презентации (уточняется в процессе работы); использование дополнительных ресурсов и эффектов в презентации; создание презентации (как правило, с применением программы Power point); демонстрация и защита.
Каковы правила проведения интервью, являющегося частью проектной работы?
Учитель, организуя данный вид работы, исходит из необходимости:
— тщательной подготовки, определения, исходя из тематики и целей работы, перечня вопросов;
— создания благоприятной психологической обстановки во время интервью;
— выделения на интервью в среднем не менее двух часов;
--- обеспечение благоприятных организационных условии (исключение во время интервьюирования отвлекающих моментов, звонков, появления посторонних и пр.);
— обеспечения интервьюеров соответствующими техническими средствами (видеокамера, магнитофон, диктофон и др.).
По каким критериям оценивать проект?
В своей практике я учитываю следующие факторы:
— значимость и актуальность выдвинутых проблем;
— корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
— активность каждого участника проекта в соответствии с учетом его индивидуальных возможностей;
— коллективный характер решений;
— творческая самостоятельность авторов проекта;
— соблюдение требований к избранному жанру;
— использование дополнительной (по отношению к базовому учебному курсу истории) информации;
— доказательность решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
— оформление результатов проекта;
— форма защиты проекта, речевая культура, умение отвечать на вопросы оппонентов.